Еда: лекарство или яд? Обзор фуд-трендов от Havas

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas

8 февраля в свободном пространстве Inveria прошло событие под названием «HUMAN FOOD BRAND. У пошуках втраченої довіри», организованное холдингом Havas 

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas Наталья Морозова
Наталья Морозова, Chief Executive Officer в Havas Group Ukraine
Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas управляющий директор Havas WW Ukraine, Катерина Ильченко
Катерина Ильченко

Первый спикер. Управляющий директор Havas WW Ukraine Катерина Ильченко поделилась любопытными наработками. Это был тренд-отчет, созданный сетью Havas на 38 рынках и валидированный в Украине. Согласитесь, нечасто мировые тренды оцениваются по релевантности на нашем рынке.

Итак, приступим к краткому обзору трендов.

 

Тренд #1 Я, мое тело, моя планета

Мы начинаем видеть более широкий горизонт выбора, начиная с большей обеспокоенности тем, что едим, и заканчивая осознанным выбором еды, производство которой не вредит планете.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas

«Табак уже не враг номер один. Его заменили соль, сахар и насыщенные жиры», – рассказывает Катерина Ильченко. На сегодня 26% украинских женщин и 16% мужчин страдают от ожирения. 48% смертей в Европе – сердечно-сосудистые заболевания, вызванные неправильной диетой и алкоголем. К сожалению, если мир в целом уже готов принимать ответственность за то, что он ест (90% опрошенных трендсеттеров согласны), то украинский потребитель – еще нет. В самом деле, всего лишь 38% готовы принять ответственность за содержание своей тарелки, при этом 72% считают, что еда постепенно убивает их. Практически наравне с мировым сообществом украинцы добавляют к своему рациону  полезные добавки или суперфуды, а в вопросах этики производства и политики компании-производителя они находятся на уровне Америки и Британии. Более того, 58% украинцев считают, что мы должны есть меньше мяса, чтобы сохранить Землю, а 53% – свое здоровье. И в конце концов, украинцы опережают мир, выбирая отказ от мяса – 24% против 13% в США или 22% во всем мире. 

Локальные бизнесы отвечают новыми достижениями в виде доставок сбалансированного питания или соковых диет. 

 

Тренд #2 Локально выращенный – новая органика

Украина становится ТОП-20 органического земледелия, за последние 9 лет обеспечив рост рынка практически наполовину.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от HavasДля потребителя же органика становится синонимом качества. В то же время понятие локально выращенного приобретает большую важность: более половины потребителей страны заявляют, что предпочитают покупать у местных производителей, а не в супермаркетах, 42% просьюмеров считают, что глобальные бренды, такие как McDonalds, убивают местного производителя, а 55% готовы платить больше за локальное. 

 

Тренд #3 Фуддизм 

Люди становятся одержимыми едой, смотрят шоу, посещают сайты и блоги о еде, участвуют в мастер-классах и кулинарных курсах и воспринимают покупку и выбор еды как развлечение, а не как необходимую рутину. Выбирая между сексом и посещением хорошего ресторана, 53% украинцев выберут ресторан. Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas

 

Тренд #4 Возвращение социальной роли еды

90% мировой общественности и 60% украинцев настаивают на минимум одном совместном  приеме пищи всей семьей. 62% украинцев признают, что все еще едят в спешке, но хотели бы это изменить. 85% всех опрошенных стран вдохновлены культурами с длинными перерывами на ланч, живущими философией Slow Food.Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas Это подпитывает распространение фестивалей еды, возникновение стартапов, связанных с гастротуризмом и обменом опытом. 

 

Второй спикер. Валентин Безрукий, директор Центра Экспертиз ТЕСТ, продолжал держать аудиторию в напряжении, пообещав раскрыть вопрос исключительно со стороны потребителя.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas Валентин Безрукий, директор Центра Экспертиз ТЕСТ
Валентин Безрукий

Кто такой потребитель с точки зрения Закона о защите прав потребителя?  Валентин Безрукий: «Это исключительно физическое лицо. Для примера, компания, которая приобрела кофе для сотрудников или лампочки для офиса, не подпадает под действие Закона и не является потребителем. Таким образом, акцент переносится на производителей и продавцов – в то время как именно потребитель является двигателем торговли».

Другие проблемы, существующие на потребительском рынке:

  • Нет выложенных в свободном доступе стандартов ДСТУ и ГОСТ, хоть это и предусмотрено законодательством Украины.
  • Орган, который якобы стоит на страже защиты потребителей, на самом деле представляет интересы аграрного сектора. 

Какие тренды мы наблюдаем за эти 3 года.

  • Падение доходов населения приводит в росту эконом-предложений. Производители начинают экономить, в том числе и на качестве, заменяя качественные ингредиенты на более дешевые аналоги. Если производитель не сообщает об изменениях в составе продукта, это можно считать фальсификатом. Для примера: мы делали исследования в сегменте сливочного масла, и если в 2013 году фальсификата было около 25%, то в прошлом году эта цифра выросла до 60%. 
  • Уменьшается количество качественных премиум- и элитных предложений, снижение качества продуктов. Например в колбасах, когда дорогие позиции либо исчезли, либо сильно изменили состав. 
  • Игра с весом. На примере бренда «Чумак», который уменьшает привычную 500-граммовую упаковку макарон до 450, а затем и до 400 г.
  • Выпуск продукции одного бренда с разными свойствами. Например, упаковка в стекле и картоне томатной пасты «Чумак» имеет разные характеристики продукта, в частности, последняя содержит консерванты. 
  • Использование «крыши» других сегментов. Например, так называемые «детские бренды», которые не являются детскими, но спозиционированы так в своей коммуникации, создавая у потребителя ложное восприятие. То же самое можно сказать о псевдоитальянских брендах, когда упаковка и реклама не соответствуют продукту. 

 

Третий спикер. Александр Пазынюк, руководитель проекта «Лавка традиций» Сильпо.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas лександр Пазынюк, руководитель проекта Лавка традиций в Сильпо
Александр Пазынюк

Очень неформальное выступление Александра встретило безусловный позитивный отклик аудитории. Его история, или, как он сам сказал, «сказка», – это реальные случаи из жизни в поиске поставщиков среди мелкого и среднего бизнеса, работа с экологическими фермами, постоянный баланс между стремлением поддержать молодой развивающийся бизнес и лавированием в дебрях устаревшего законодательства. По словам Александра, на сегодняшний день «Лавка традиций» –  19 отдельно стоящих островков в супермаркетах Сильпо, 19 продуктовых позиций и 400 артикулов продукции. И постоянная охота за новыми произведенными локально продуктами питания.

Когда украинцы хотят и готовы переплачивать за органику и продукты питания, выращенные и произведенные локально, история от Fozzy Group c их стремлением удовлетворить эту потребность вызывает уважение. Но все же,  в погоне за «диким медом» и «карпатским чаем» от небольших или совсем маленьких хозяйств ритейлеру крайне важно оставаться арбитром качества и соответствия нормам выращивания, производства, приготовления и упаковки продукта. Готовы ли они следить за этим на каждом этапе производства и логистики?

 

И, наконец, презентация «Еда на высоте». Четвертый спикер. Вице-президент компании «Международные авиалинии Украины» Сергей Фоменко.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas Вице-президент в Международные авиалинии Украины Сергей Фоменко Еда на Высоте
Сергей Фоменко

По словам Сергея, средний тариф на летный час МАУ с 2013 до 2015 года снизился на $16, в то время как лоукостеры Ryanair и EasyJet свои тарифы повышали. В режиме постоянной необходимости оптимизации «под нож» попала еда, которую МАУ раньше включали в стоимость билета и предлагали своим пассажирам без дополнительной оплаты. Как сказал сам спикер, пока любой продукт питания, предлагаемый пассажирам достигает борта самолета, его стоимость критически возрастает. Аэропортовые сборы, таможня, логистика, персонал самолета, необходимость работать только с сертифицированными подрядчиками и службами – все это в конечном итоге ложится на стоимость продукта. «Сломав стереотип «еда должна быть включена», мы начали заниматься другим: как сделать питание красивым, качественным и перейти в другую реальность», – говорит Сергей Фоменко.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas МАУ еда на борту самолетаЕда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas МАУ еда на борту самолета

В результате МАУ сделало отдельный проект, где еда на борту соответствует ресторанному уровню, создается поваром и предлагается в предзаказе. Либо на борту – но уже за отдельную плату. Раз уж сегодня мы говорим о трендах питания, а не о качестве услуг и наших опытов полетов с компанией МАУ в целом, стоит вспомнить о том, что еда становится развлечением и времяпрепровождением. Здесь отдельное внимание стоит уделить подходу МАУ к организации меню. Европейская подача и локальные блюда, такие как банош или вареники, вполне соответствуют трендам. 

Возможно, улучшив сервис на борту и правильную коммуникацию изменений, МАУ и удастся стать лавмарком. В самом деле – быть и восприниматься как авиалиния с шефом на борту. 

 

Событие, организованное Havas, – качественный микс трендов рынка продуктов питания, щедро приправленный локальными примерами и поданный со свежими международными практиками. Чередуя здоровые факты и сладкие истории, организаторам удалось создать сбалансированный и запоминающийся обед из четырех блюд.

 

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas МАУ еда на борту самолета

 

Обзор фуд трендов 2015 года можно посмотреть тут

Влог о событии доступен на нашем канале YouTube

 

 

Фотографии предоставлены Havas, фотограф – Наталия Нагирна