Как отражать информационные атаки

 

Лобовое сражение в информационной войне между Украиной и Россией пока невозможно – у нас нет такой мощи и управляемости. Российская пропагандистская машина строилась годами. В итоге сейчас на территории РФ активно вещают девять общероссийских обязательных телеканалов.

Состав каналов первого цифрового мультиплекса.

Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Собственники большинства каналов контролируются руководством страны. «Первый канал» принадлежит РФ на 75%, а 25% у ЗАО «Национальная Медиа Группа», акционерами которой являются Банк «Россия», группа компаний «Северсталь-групп», нефтегазодобывающий гигант «Сургутнефтегаз» и страховая компания «Согаз».

В общем, информационная машина РФ под любым углом выдает мантру: «Россия – нефть – газ». Также важно учитывать, что российские каналы смотрят и за пределами России. А смотрят ли украинские каналы в России? Увы…

Вот такой у нас противник – если показать картину «крупными мазками». Сегодня эффективно противостоять ему могут «партизанские» методы. И за последние месяцы уже набралось немало удачных примеров. В течение всех событий Майдана российские СМИ эксплуатировали страшилки на тему юдофобства и бандеровцев. Прекрасным ответом на них стала совместная акция главного раввина Одессы и Юга Украины Авраама Вольфа и представителя «Правого сектора» Валерия Загороднего, которые вместе закрашивали антисемитские надписи в Одессе 10 апреля 2014 года.

Еще одна пропагандируемая российскими СМИ тема – «западенцы ненавидят русский язык». В ответ на это 26 февраля жители Львова разговаривали на русском.

20 апреля МИД России заявил, что на блокпост в Славянске напали «боевики так называемого «Правого сектора», поскольку в сгоревшей (!) машине якобы была обнаружена визитка Яроша. Реакция на это заявление стала народной и вирусной. Если бы ее не последовало, на руках у российских СМИ оказался бы новый пример «зверств бандеровцев». В реальности они подавились хештегом «#ВизиткаЯроша».

Стратегия российских пропагандистов очевидна: давить, сеять свои «сообщения», накачивать ими целевую аудиторию до автоматизма. Когда мы слышим: «Вы – бандеровцы!»; «Нужно работать, а не митинговать!»; «Заниматься нужно экономикой»; «Следовало действовать легитимно»; «Главное – стабильность!», то мы, по сути, сталкиваемся с реакциями, хорошо интегрированными в сознание людей и «прокачанными» посредством российских каналов.

Но есть и другая стратегия: меньше инвестиций в медиа, больше – в креатив. Доказано, что креативная реклама лучше запоминается и эффективнее работает – по некоторым данным, в 6-8 раз. И это как раз наш путь: пробивать информационную блокаду России «креативными» поводами, контентом, акциями.

Важно действовать как на внутреннем, так и на внешнем фронте – доносить информацию как украинцам, на которых воздействует пропагандистская машина враждебного государства, так и россиянам, которые накачиваются агрессией из своих родимых источников. Нельзя также забывать о мировом сообществе, которое должно получать в лучшем случае объективную и ни в коем случае не «российскую» картинку. К счастью, провести Европу и США российскими агитками не так просто.

Список актуальных задач для партизанской войны на внутреннем фронте

1. Качественная проверка любой информации и борьба с фейками.

2. Генерирование контента и информационных поводов, которые работают на объединение максимального количества украинцев.

3. Агитация и пропаганда, обличающая истинные намерения агрессоров и коррупционеров.

4. Установка на строительство нового украинского государства.

Задачи на внешнем фронте

1. Демонстрация всему миру истинного лица украинцев – в противовес действиям агрессоров. Резонансные разоблачения, расследования. Правда против технологий.

2. Прорыв блокады с помощью знаменитостей и контента, который популярен в России (рейтинговые группы – тот же «Ляпис Трубецкой»; заявления российских звезд и прочее).

3. «Партизанские вылазки», подрывающие эффективность российской машины. Например, представьте себе эффект, которого можно было бы добиться, если бы Макаревич или Гребенщиков приняли украинское гражданство.

Сегодня каждый грамотный украинец становится средством массовой информации. Блог, страница в социальной сети, местные газеты, каналы становятся рупором народа. Растет ответственность, растут ставки, но, очевидно, именно так и рождается нация в 21-м информационном веке.

К сожалению, сегодня рядовые украинцы не могут рассчитывать только на себя. Очевидно, что «слуг народа» всегда больше интересовал собственный кошелек, нежели держава. Иначе объяснить картину, которую мы все сегодня наблюдаем, невозможно.

Поэтому нам нужно учиться быть государством и народом во всех смыслах. Те решения и победы, которых мы добьемся сейчас, лягут в основу новой модели украинского общества, станут нашими мифами и легендами.
Сегодня мы отвечаем на агрессию пассионарностью, завтра мы сможем трансформировать пассионарность в созидательную энергию государства по имени Украина.

 

Александр Смирнов, креативный директор и партнер TABASCO