Маркетинг стран. Грузия.

Маркетинг Туризм Грузия

Еще совсем недавно Грузия не позиционировала себя как туристическая страна. Но с 2005 года все изменилось.

По данным Википедии, в настоящее время большинство промышленных предприятий Грузии либо простаивают, либо загружены частично. Основные направления промышленности – пищевая (производство чая, вин и коньяков, табачных изделий, эфиромасличных культур, овощных и фруктовых консервов, минеральных вод, лесных орехов), лёгкая (шёлковое, шерстяное, хлопчатобумажное, обувное, трикотажное, швейное производства). А затем уже машиностроение и металлургия. Курс на туризм очевиден – страна, не обладающая стратегическими запасами полезных ископаемых и по территории в 10 раз меньшая, чем Франция или Украина, располагает выходом к морю, горами, озерами и лесами, богата историческими памятками и славится своим гостеприимством.

Маркетинг Туризм Грузия
Горные реки по дороге в Казбеги

Чтобы оценить потенциал, туристический и инвестиционный, мы разложили Грузию с помощью маркетинг-микса на 4-P маркетинга: place — месторасположение, каналы распределения, персонал, price — цена, promotion — продвижение, реклама, пиар, и product — продукт, ассортимент, качество, свойства, особенности.

Грузия находится недалеко от Европы и при этом является частью Азии. Больше всего сюда приезжает соседей: турки, азербайджанцы, армяне. Россия в 2014 году занимала четвертое место, на пятом – Украина. География страны предполагает морской и зимний горнолыжный курорты, исторические и паломнические туры, городской и зеленый туризм, оздоровительные программы. На первом месте – Тбилиси, на втором – Батуми (по 45,8% и 40,8% зарубежных посетителей).  За ними идут Казбеги, Рустави, Кобулети, Мцхета, Кутаиси и Боржоми.

Маркетинг Туризм Грузия
Грузия – страна с характером

Важнейшим решением для туризма является развитие инфраструктуры, на которое Всемирный банк выделил Грузии около 65 миллионов долларов. Сюда можно добавить и реформу полиции, символ которой – прозрачные здания ее отделений. И, наконец, строительство дорог, что делает передвижение от точки к точке быстрым и комфортным. Туристы могут не бояться, что заблудятся. Инфоцентры в центре города или поселка предлагают карту местности на нескольких языках, таксисты разговаривают по-русски или по-английски, местные прохожие чаще всего дружелюбны и готовы помочь.

Маркетинг Туризм Грузия
Дарьяльское ущелье

price

Сегодня туризм приносит стране до 7% ВВП. Если в 2005 году страну посетили 559 тысяч 753 туриста, то в 2014 – 5 миллионов 493 тысячи 492 человека. При этом население страны составляет 4,5 миллиона человек. Выходит, что на каждого жителя Грузии приходится больше чем по одному туристу.

С 2009 по 2013 эксперты отмечают период самых высоких в мире темпов роста туризма: увеличение туристопотока более чем на 300% – с $1,5 млн до $5,4 млн в абсолютных числах. Общие доходы от туристической деятельности выросли за тот же период с $475 млн до $1,8 млрд, что в 20 раз превышает средний показатель по миру. При этом каждый турист потратил в сренем около $74 в день, что ниже среднемирового показателя.

Маркетинг Туризм Грузия
Печь в ресторане Пурис Сахли
Маркетинг Туризм Грузия
За минуту как принесли еду

promotion

Туризм связан с такими факторами, как экспорт, рабочие места, внешние инвестиции, что для развития Грузии крайне важно. Стране с высокой безработицей очень нужны рабочие места, возникающие благодаря туризму. Именно поэтому Грузии важно разрабатывать активную стратегию присутствия в международных медиа, что она и делает, создавая медиаповоды: В Грузии будут развивать спортивный туризм, пишет Sputnik. С августа в Грузии начнут проводить различные международные спортивные мероприятия, что привлечет туристов со всего мира.

Грузия начинает развивать религиозный туризм. Национальная администрация туризма подготовила каталог «Православное паломничество в Грузию», в котором представлена вся информация о святых местах страны.

Планируется и развитие оздоровительного туризма Новости-Грузия, о чем тоже издана брошюра на двух языках: английском и русском.

Изучив опыт зарубежных стран, в частности Грузии, в Казахстане пришли к мнению, что им тоже нужны специальные туристические зоны – наподобие специальных экономических, пишет казахское издание 365Info.

Правительство Аджарии подписало меморандум о сотрудничестве с турецкой губернией Артвин, который предусматривает посещение Батуми туристами из соседнего государства по программе «Один билет – две страны». В рамках программы также разработаны туры из Артвина в Батуми, пишет Кавказский Узел

Страна часто фигурирует в международных телевизионных программах,  таких как программа CNN Девять причин, почему стоит посетить Грузию, New York Times – 52 места, которые стоит посетить в 2015 году, National Geographic – лучшие туры в Европу в 2015 году.

Маркетинг Туризм Грузия
Главная площадь в Тбилиси
Маркетинг Туризм Грузия
Вид на Тбилиси

И основное – product

Для стран постсоветского пространства Грузия комфортна и удобна благодаря языку и общему прошлому. Грузины, даже молодое поколение, крайне романтичны и подвержены ностальгии по прошлому, показанному, например, в известных любому русскоговорящему фильмах Данелии.

Важное место в туристическом потенциале страны занимает кухня. Грузинские блюда широко известны и очень вкусны. К тому же в свете последних трендов Грузия может удовлетворить не только мясоедов, но и вегетарианцев, и даже веганов.

С развитием отелей, например сети Rooms, туристы смогут получить привычный 4-5-звездочный уровень, щедро приправленный местной гостеприимностью – грузинским качеством, с которым нужно родиться.

Грузины предъявят доказательства, что именно на их территории 8 тысяч лет назад было изобретено виноделие. По дороге из Тбилиси в Казбеги можно посетить Мцхету – «Второй Иерусалим», Шато Мухрани – винодельческую фирму, которой принадлежит винзавод в селе Мухрани, усадьбу Багратион-Мухранских, построенную еще в 1885 году, Сигнахи или Сигнаги — город в Алазанской долине, с оригиналами работ Пиросмани в местном музее и славой «города любви» из-за круглосуточно работающего ЗАГСа. Исторические объекты повсеместно реконструируются, горные церкви подсвечиваются в темное время суток, ущелья и перевалы поражают грандиозностью и величием, а деревушки и смотровые площадки – компактностью и уютностью.

Маркетинг Туризм Грузия
Улицы Тбилиси

Вывод

Правильно оценив свою целевую аудиторию, Грузии стоит в первую очередь бороться с предвзятым отношением. Впрочем, оно развеивается в первые же дни пребывания. Главное для страны – попасть в пул выбора стран планирующих поездку туристов. Доступные цены также станут преимуществом. Ну, а привыкшим к отдыху в Турции и Египте стоит предложить отели all inclusive.

Перед Грузией стоит огромная рекламная задача – определив свою целевую аудиторию, сделать мощное туристическое промо страны, которое откроет ее для тех, кто никогда не задумывался о поездке в Грузию, а также изменит отношение к ней тех, кто все время откладывал визит, основываясь на стереотипном восприятии страны.

Продукт явно есть, осталось сделать продвижение!