«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

Серия интервью о дизайне привела нас к дизайнеру и создателю бренда дизайнерской одежды Тамрико Кебурии. Проработав 10 лет в сетевом агентстве и даже успев открыть свое, Тамрико вернулась к истокам и делает то, что действительно любит. Несмотря на то что бренду TAMAR в феврале 2018 исполнится 2 года, он представлен уже не только в Украине, но и в Британии и Америке.

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Тамрико, сразу к главному вопросу нашего исследования: дизайн – есть ли у него национальность?

Дизайн – это что-то прикладное, это форма, которую вы видите. Бренд – это уже другое. Я 10 лет работала в рекламе, из них 8 в Leo Burnett. Это американская компания, мы все свободно говорили на английском. И вот в очередной раз на тренинге меня спросили: на каком языке ты думаешь? Я не знаю, я не задумываюсь. Точно так же и в дизайне. Мне приписывали этнический посыл грузинского костюма, хотя я не закладывала таких смыслов. Но люди со стороны, посмотрев на мои работы, часто задают вопрос: дизайнер точно грузин? Говорят, что это видно, что это особый почерк.

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Вернемся к агентскому опыту. 10 лет на стороне клаент-сервиса? Как получилось, что Вы перешли на творческую сторону? 

То, что клаент-сервис не участвует в творчестве, может сказать только человек, который не работал в рекламе. Клаент-сервис, в принципе, разбирается во всем, начиная от бизнеса клиента до проблемы дизайнера, которого нужно вдохновить так, чтобы он сделал нужную работу именно сегодня. В Leo Burnett Украина на украинский рынок я не работала никогда – это были Грузия, Армения, Молдова, Румыния, Болгария. Затем переехала в Leo Burnett Казахстан и работала на тот регион. 

В творческой среде я очень давно. И наверное, не просто так. 

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

В какой момент приняли решение уходить из рекламы в фешн?

С мужем мы тоже познакомились, работая в рекламе, он креативщик. Любой интеллектуальный труд, в частности реклама, очень сильно истощает. В какой-то момент чувствуешь, что становишься роботом. И, как уже говорилось в прошлом интервью Denis Music, работа, которую делаешь в рекламе, достаточно виртуальная. Уходя из рекламных агентств, многие идут в прикладные индустрии. Один мой друг, бывший креативный директор, создает крафтовую мебель. Осознаешь, что хочется делать что-то своими руками. Юра начал выпускать городские велосипеды, а я решила вспомнить то, что мне было интересно с самого детства, и воплотить свою мечту. Учитывая наше советское прошлое, у каждого, скорее всего, есть опыт пошива для себя. Я много рисовала эскизов, у меня были пачки с рисунками моих коллекций одежды, потом на какое-то время я об этом забыла. К тому моменту, как мы с мужем пришли к решению уходить из рекламы, у нас уже несколько лет был свой успешный бизнес – мы с нашим третьим партнером открыли рекламное агентство в Казахстане. Так что все бизнес-процессы были поняты и ясны. Тогда и решили заняться тем, что действительно нравится, что по душе. 

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Расскажите о бренде и о коллекциях

Executional idea всего бренда – миксовать природу и архитектуру. Миссия бренда – приносить природу в мегаполис, и в каждой новой коллекции я сталкиваю природу с городом. Первая коллекция была посвящена грибам – фактуры, формы, сочетания. Следующая – бразильскому архитектору и инноватору Оскару Нимейеру. Он привносил природу в архитектуру с помощью совершенно негибких материалов, таких как железобетонные конструкции.  Это стало вдохновением моей коллекции, она выдержана в трех цветах и формах. В своих моделях я цитирую его знаменитую лестницу с красным ковром. Если говорить о моделях, то самыми популярными были кроп-топ и юбка с завышенной талией. С ума сходили по красным брюкам. 

Новая коллекция посвящена истощенной природе, периоду сбора урожая.  Мы потребляем все больше и больше – в коллекции появляются голые ветки. Но все это аллегории, все модели можно носить. 

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Сейчас модно говорить об экологичности. Вы не употребляете этот термин. Почему?

Было бы немного странно говорить о моде и экологичности. Все мы знаем, что производство одежды занимает второе место по загрязнению окружающей среды. Я против fast-fashion, и не могу заставить себя купить дешевую вещь, потому что не понаслышке знаю, что за этим стоит. Мне бы не хотелось, чтобы люди покупали вещи бездумно – шкафы набиты кучей вещей, а носить нечего. Это и загрязняет среду. Я пытаюсь рассказать, как вещь может жить несколько жизней, как ее комбинировать, о том, что дизайнерскую вещь лучше отдать в химчистку, а не засовывать в стиральную машину. 

Дизайнерский продукт не может стоить дешево, и я плохо отношусь к тому, что некоторые дизайнеры продают свои вещи по цене масс-маркета. Я не люблю скидки, и когда вещь стоит подозрительно дешево, у людей нет к ней уважения. Лучше покупать меньше, но лучше. Я не использую экологичные ткани, не знаю даже, о чем идет речь. Понимая, сколько ресурсов нужно использовать, чтобы сделать килограмм хлопка, как можно говорить об экологичности? Когда знаешь это и берешь в руки ткань, понимаешь ответственность за то, чтобы сделать из нее что-нибудь нормальное, а не очередную тряпочку. Экологичны темы, которые я поднимаю в своих коллекциях. История природы и мегаполиса – она и есть об экологичности, и моя новая коллекция рассказывает об опасности исчезновения барьерного рифа. Мода для меня – это способ донести тему, которая меня интересует. 

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Что было создано первым, с какой модели все началось?

Мое любимое пальто. С него все началось, это самая удачная модель, и я из сезона в сезон повторяю ее в разных тканях и цветах. Это кардиган, он есть в зимних вариантах. Первая и любимая вещь. Любому творческому процессу предшествует процесс исследования, когда смотришь, изучаешь. Мне нравится верхняя одежда, и я наблюдала, как надевая пальто, многие закатывают рукава. Я подумала – почему бы не создать пальто, где рукава уже закатаны? И это оказалось правильным выбором.  

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

А что насчет тканей?

Ткани, к сожалению, в Украине я не нашла. У меня есть 3 итальянские фабрики, с которыми я работаю. Люблю сочетать фактуры, как в еде, так и в одежде.

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

 

Нужно ли дизайнеру следовать моде и трендам? 

Что такое тренды? Их каждый сезон бывает 5-6, до 10. Это живой процесс, их нужно знать, но следовать им не обязательно. Важно понимать, в каком направлении идет твой бренд, какой у него tone of voice и как его развивать. Тренды нужно знать, особенно если собираетесь их игнорировать. 

А мода циклична, и чем сложнее ситуация в мире, тем мода ярче: больше рюшей, больше цвета, больше фейерверков, такой своеобразный эскапизм. Мода – это пульс планеты, и сейчас она переживает сильные перемены. На моду влияет глобальное потепление, мои коллеги из других стран говорят, что больше не закупают теплые пальто, а на сезоны осень-зима закупают легкие вещи. Один из очень важных примеров изменений в моде, и мы со следующего сезона тоже планируем так работать, – это уход от сезональности. У нас будет 2 коллекции в год, которые будем показывать во время пре-коллекции, и они будут универсальными.

Мода – это сложнейший бизнес, один из самых огромных по объему. На эту тему я даже начала вести блог Fashion Lemons. 

 

 

Расскажите о команде, которая стоит за брендом

Команда все время меняется, наш костяк – 5 человек. Я дизайнер, мой супруг ведет всю диджитал-сторону коммуникации. У меня есть экспериментальная команда, которая разрабатывает коллекции, и менеджер, который занимается шоу-румом, отправками и всем остальным. 

Есть еще очень важная профессия в моде – мерчандайзер. Мне пока не хватает такого человека. Это люди, которые отвечают за выкладку, знают, как продукт будет выглядеть в магазине, в какой очередности будут развешены модели, и в зависимости от фокуса, в каких торговых зонах будет размещен продукт. Мерчандайзинг работает и в аптеке, и в супермаркете, и мода не исключение. У вас может быть очень красивая коллекция, но она абсолютно не будет смотреться на вешалке, и люди будут проходить мимо. Когда мы сделали последнюю коллекцию, уже закончили и все развесили, смотрим – чего-то не хватает. Поняли, что не хватает двух или трех белых вещей. Быстро доделывали. Если бы у нас был профессионал, думаю, можно было бы это предвидеть. Так что еще на этапе создания коллекции нужно понимать, как она будет висеть. Ведь все начинается с идей и все в конце концов заканчивается на вешалке. Именно там наступает момент истины. 

Вообще соль и сахар дизайнерских вещей в том, что пока это висит на вешалке, вы с трудом можете представить, что это такое. Важно показать, как это носится, и тогда из обычной вещи получается что-то необычное. Практически нереально продавать дизайнерские вещи через Интернет, прямо скажу – мы этого делать не умеем.

«Мода – это сложный бизнес». Интервью с экс-рекламисткой, дизайнером одежды и создателем бренда TAMAR Тамрико Кебурией

Для кого создаете одежду?

Моя целевая аудитория звучит очень просто: Королева Мегаполиса. 

 

Фотографии и обработка Наталья Пикож