Молодые львы против волюнтаризма и за все хорошее

 

Наверное, все уже в курсе скандала, связанного с выбором представителей Украины на «Молодых Львах» в Каннах. Несмотря на выбранное Первое место в категории Cyber, оргкомитет принял решение не отправлять победителей в Канны. То есть победители категорий Print и Design едут, а Cyber – нет, слабые потому что… Попытка найти истину в споре приводит к новым и новым виткам взаимных оскорблений, что к сегодняшнему вечеру выглядит совсем уж безобразно. Матерые львы из оргкомитета отбиваются от молодых львов, которые хотят прозрачности и в Канны. Лидер рынка агентство года номер 1 – Bandera – обкладывает г-жу Кузнецову залихватским матерком и грозится приложить все усилия, чтобы Канны в Украине представляли другие люди. Г-жа Деликатная проводит неделикатные параллели между тем, как выбирают в Кривом рогу и молодых львов, индустрия кипит, нервы зашкаливают.

2e65c_22731_640x480

Разобраться в позициях сторон довольно просто, если этого хотеть.

Организаторов понять легко. Им тупо больно смотреть на победителей. Победители конечно свои, родные, но во всех категориях победил такой мрак, что посылать хочется вовсе не в Канны. Тут организаторы дали слабину: уж если решили взяться за уровень креатива, который Украина повезет на фестиваль, нужно было всех оставить дома, чтоб впредь лучше готовились.

Можно понять и обиженных Cyber: никто не хочет быть крайним, потому что кто-то в оргкомитете принял непрозрачное волюнтаристское решение. Это реально больно. Или все едут, или не едет никто – так хотя бы выглядит честно.

Вникать в сложный внутренний мир друг друга у нас не принято  (нафиг надо), и обе стороны  лихо шагают к барьеру, не стесняясь в выборе оружия: кто кого круче в чем-нибудь уличит,  перематюкает, или подловит на компромате, который вот-вот всплывет. Лишь бы до порно с судьями не дошло…

Копаться и наблюдать за этими дрязгами чертовски интересно: гладиаторские бои в рекламе вообще большая редкость. Но ловишь себя на мысли: это же ужас и брат его кошмар.

Между базарной бранью и отстаиванием своих прав лежит пропасть. Борьба за права – это действия. А базарная брань – это орать и призывать к ответу, что в Украине всегда приводит к театральному выступлению типа «Ляшко против скотиняк и Кулявлоб».

Если организаторы хотят сохранить лицо, им не стоит обвинять юных киберов во лжи и неуважении к старшим – это вообще за гранью добра и зла. Лучшее решение – призвать судей, можно даже тех самых, которые судили категорию, – и предоставить им право принять решение: ехать или нет. Давайте вспомним, что есть такое слово – Репутация, именно нею мы отвечаем перед своим цехом, а кризис сейчас совершенно репутационный. Ну, и как говорили многие комментаторы, включая Максима Лазебника: четко прописанные правила – и никаких претензий.

Если молодые Львы недовольны оргкомитетом, они могут обратиться прямо к организаторам и поинтересоваться процедурой смены местного представителя. Телефон Львов указан прямо на их сайте (+44 (0) 20 3033 4000), да и у многих из нас по сусекам найдутся контакты организаторов. Чтобы слово имело вес, было бы неплохо заручиться поддержкой крупных игроков рынка, которые, возможно, разделяют мнение, что местное представительство сейчас не справляется, а главное – предложить того, кто справится и почему. А ведь это самый главный вопрос, который касается любого конструктивного спора. Все сводится к простой банальности: что ты сделаешь для рок-н-ролла, как организуешь работу представительства, чтобы оно было эффективнее, чем сейчас. Тут матюкаться бесполезно, тут нужно работать. И, несмотря на критику, представительство Кузнецовой работает уже многие годы – это важно признать.

Если говорить о рефлексиях касательно самого конкурса: уровень работ низок. И виноваты в этом все: и участники, которые с какого-то лешего решились-таки завалить судей трешем, а не рекламой; и агентства, которые не научили своих деток отличать плохое от хорошего, и организаторы, которые переоценили свой вес для индустрии и момент времени. Товарищ, помни: у нас никто никого не уважает, тут голой горлянкой не взять, и наглость нужно смешивать с хитростью.

Выводы, которые хотелось бы сделать из случившегося, печальны, но покуда мы способны их делать и принимать, надежда все-таки есть:

  1. Рынок находится в плачевном состоянии. Наши молодые львы имеют бледный вид.
  2. Индустрия срочно требует притока новых сил, привлечения в профессию новой перспективной крови.
  3. Методы организации конкурсов должны быть пересмотрены в сторону прозрачности. На мой взгляд, нужно вернуться к системе прошлых лет: шортлист, а потом – сутки на проект.
  4. Молодые креаторы работают не на бриф, а на фишку. Я бы хотел ошибаться в этой оценке, но, боюсь, многие креаторы просто не верят в эффективность рекламы и важность своего вклада в нее. Бриф был хорош и глубок. Он требовал поиска живых инсайтов и серьезных решений. Но поверхностное чтение дает поверхностный результат. На таком в Канны не уедешь.
  5. Канны – это стимул, ценность, но это не цель. Главное – это уникальная способность рекламиста сегодня создавать идеи, которые меняют общество.
  6. Коллеги, единственное, что важно на рынке – это репутация. Она зарабатывается годами, а разрушается за один раз.

Перед нами вскрылась серьезная отраслевая проблема. Практически революционная ситуация, когда оргкомитеты не могут хозяйничать и управлять, как прежде, а молодые львы по-старому жить не хотят. И имеют на это полное право. Важно, чтобы оно было реализовано рационально и привело к качественным переменам, а не к очередной волне популизма.

 

Александр Смирнов, креативный директор и партнер TABASCO