Муралы – новые возможности для рекламы 

Мурал «Возрождение» на Андреевском спуске, фото с сайта

За последние несколько лет большую популярность в нашей стране приобрели муралы – разновидность монументально-декоративной настенной живописи. Только в Киеве их уже более 40. А еще – самая большая в стране стрит-арт-фреска в Одессе, арт-объекты в Харькове, Хмельницком, Ивано-Франковске. В планах создание арт-объектов в маленьких городах страны.

Работу над созданием мурала можно разделить на 2 этапа: творческая часть и организационная.


469853_229259530523129_1449655482_o
«Сначала мы ведем переговоры с художниками. Мы даем возможность художникам нарисовать то, что они хотят. Стиль и тема – их решение. Как правило, мы даже не ограничиваем их в выборе тематики. Выбор делается на этапе скетчей, важно, чтобы они не были депрессивными, не вызывали агрессии или не были откровенно вызывающими. Также мы смотрим, чтобы эти изображения положительно влияли на имидж города», – рассказывает Гео Ларос, куратор проекта Сити Арт. «По срокам проекта – все зависит от автора. Некоторые делают работу за 5 дней, кому-то нужны 2 недели».

Фото с фейсбука Гео

Организационная часть – это прежде всего оформление необходимой документации.

«Мы все делаем легально. Отбираем носители: стены зданий, арки, заборы. Необходимо проверить, не является ли выбранный дом памятником архитектуры, на котором нельзя рисовать. Затем нужно согласование с городским департаментом архитектуры. Они ставят свою резолюцию, посмотрев скетчи и при условии согласия балансодержателя здания (ОСББ или коммунального предприятия)», – рассказывает Гео.

После всех согласований с городом начинается работа. Киевские проекты делались художниками бесплатно, в подарок городу, но затраты на реализацию все равно есть. Нужны материалы: баллоны или банки с краской, в зависимости от того, с чем работает автор, спецтехника, а также перелеты и проживание художника.

Sergey Germash_small«Мы начинали работать с муралами еще в 2011 г. Без привлечения международных художников – мы находили талантливые команды здесь в Украине и давали им возможность участия в крутом проекте. В процессе подготовки мы сталкивались со многими трудностями, одна из которых была совершенно неожиданной: оформление разрешительных документов от городских властей ввиду запрета такого рода рекламы во время подготовки столицы к ЕВРО-2012.  Кстати на проспекте Воссоединения в Киеве до сих пор размещен мурал, которые был создан еще в 2011 году »– комментирует Сергей Гермашев, директор БТЛ-агенства Full Contact.

Рисунок1Мурал в Одессе, фото Full Contact


 

«С точки зрения бизнеса  – конечно же потенциал огромен – это и светящиеся в темноте муралы, нанесенные специальными видами красок (т.е. днем и в ночное время мы можем получать совершенно разное визуальное восприятие одного и того же изображения), это могут быть интерактивные муралы, которые способны оживать на экране смартфона при помощи технологии дополненной реальности, муралы дополняющие архитектуру зданий или наоборот скрывающие временные дефекты – все они могут быть не только украшением города, но и инструментом донесения до целевой аудитории ключевого сообщения бренда или актуализацией социальной проблемы, PR-поводом в соцсетях и обсуждением среди ценителей данного вида искусства»  – говорит Сергей

Муралы – искусство, и подход к работе над ними можно сравнить с картинами. Можно заказать художнику работу, например портрет или натюрморт. Но внесение в картину логотипа компании или правок заказчика – уже за гранью искусства. В свою очередь, муралы слишком велики и заметны, чтобы не рассматривать их как PR-повод или меценатский проект. Например, работа на Стрелецкой, 12, с Анной Ризатдиновой, чемпионкой мира по художественной гимнастике. Это подарок Киеву от художника Fintan Magee, сделанный при поддержке мецената.

Примеров использования муралов для рекламы уже великое множество. Еще в 2007 году в Детройте агентством Saatchi&Saatchi в сотрудничестве с художником Дэйвом Кинси были созданы 2 сюжета, рядом с которыми был припаркован Unbreakable («Непобедимый») Toyota Tacoma. Знание о кампании «разгонялось» в прессе и на YouTube

toyota-tacoma-unbreakable-small-21994Unknown

 

 

 

 

 

фото с сайта Coloribus.com

В 2012 г. в Японии был создан первый на тот момент «движущийся» мурал-карта для Токио Скайтри (Tokyo Skytree) , самой высокой в мире отдельно стоящей радиовещательной башни высотой 634 метра. Местный влогер рассказывает о проекте.

В этом же году социальный проект компании Kraft (теперь Mondelez) и креативного агентства Crispin Porter & Bogusky для Mac&Cheese использует мурал как часть большой кампании против голода. Из детской традиции делать аппликации из макарон под слоганом “Dinner, Not Art” создается игра, заменяющая реальный продукт, который можно пожертвовать голодающим. Затем художник Tом Дайнингер создает мурал с портретом Теда Уильямса, не менее известного, благодаря тандему клиента и агентства, радиоведущего, ставшего бездомным, а затем – голосом рекламных кампаний бренда Mac&Cheese.  

фото с сайта

Хотя муралы в Америке и Европе уже давно стали частью культуры города, для Украины это тренд. Для бизнесов и больших компаний открытие мурала может быть инструментом, частью рекламной кампании, их социальной деятельности, а также поводом для PR.

В конце концов, если художники могут подарить городу свое время, талант и работу, почему бы бизнесу не взять на себя такую же социальную ответственность?