Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

 

Меня зовут Лев, и мне 16 лет. Четыре года назад я переехал в Италию. Не зная языка, все равно начал занятия в школе и с первых дней заметил различия украинской и итальянской систем образования. 

Начнем с того, что в Италии практически каждый человек проходит 3 школы: младшую, среднюю и старшую. В шесть лет ребенок поступает в младшую школу, где проводит 5 лет. В 11 начинается средняя школа, и в третьем, последнем классе проводятся экзамены для поступления в старшую, которая в зависимости от направления (техникум, научный лицей и т. п.) длится от трех до пяти лет. Год делится на 2 семестра, по окончании которых выдается табель. Система десятибалльная, оценивают только устные и письменные контрольные (таким образом, под конец семестра у вас не более шести оценок).

 Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

Предметы в младшей и средней школе стандартные: математика, грамматика и прочие базовые дисциплины. В старшей школе же все зависит от направления. Я учусь в научном лицее, поэтому большинство времени уделяется математике и физике. К ним прибавляется латынь, или бесконечные переводы древних сказок и записок Цезаря со словарем, весящим больше, чем полный книг рюкзак. А еще scienze (науки), предметом которых является смесь геологии, биологии, химии и астрономии. Важно также обратить внимание на обучение языкам: в Украине у меня было 5 уроков английского в неделю, а в Италии мы занимаемся 2 раза в неделю. Это объясняется тем, что страна самодостаточна, а значит, нет особой необходимости в изучении английского. Именно поэтому в Италии, если турист забредает за пределы центра города, начинается полный трэш с итальянцами, которые ничего не понимают и в ответ на любой вопрос забавно машут руками: «лукэ́», «дуомо из оверзерэ́» и т. д. 

В Украине кажется сказкой, что кто-то остался на второй год. В Италии это норма. Такое случается, если в табеле больше двух оценок ниже шести, а это запросто, ведь оценки ставят только за контрольные, а переписать заваленный тест нельзя. Если у ученика пятерки по трем или двум разным предметам, ему выписывают документ Sospensione del giudizio (подвешенное решение), который означает, что в конце августа ученика ждет пересдача по проваленным предметам. Именно поэтому половина класса в мае начинает зубрить проблемные предметы: все хотят провести каникулы на море, а не за книгами у папы в кабинете. 

Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

Это не единственные трудности, с которыми может столкнуться неподготовленный ребенок. Все уроки вместо привычных нам 45 минут длятся целый час. При этом на весь день только одна десятиминутная переменка, поэтому первый месяц учебы для меня был очень тяжелым.  Если в украинской школе я чувствовал себя полным энергии, то в итальянской уже на втором уроке клонило в сон. Из-за отсутствия перерывов между первыми тремя уроками исчезает сосредоточенность и концентрация на определенном предмете, и в результате на третьем уроке ты уже сидишь и смотришь в пустоту, думая только о перемене.

Сама система обучения также отличается от украинской. Начнем с того, что класс воспринимается учителем не просто как ученики, а как взрослые личности. Вам не будут объяснять, что подчеркивать или что записать: учитель пришел, объяснил за час и ушел. Это нужно, чтобы ученик сам понимал, какая информация важна, и умел обрабатывать и фильтровать полученные знания, но, поверьте, мне было трудно, так как я привык к помощи учителя в украинской школе. 

Нередко проводятся интерактивные уроки с просмотрами фильмов или викторинами для облегчения процесса учебы. Дисциплина в принципе не строгая, два главных требования – прилежно учиться и прилично себя вести. И никаких дресс-кодов – приходи хоть в спортивном костюме, никто ничего не скажет. Это мне нравится, чувствуется свобода и создается непринужденная обстановка, в которой приятно учиться. 

Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

Расскажу еще об одном из важнейших аспектов школы – одноклассниках. В свой первый день я очень боялся, что, как бывает у нас, классный коллектив меня не примет, но с первых же минут оказался в центре внимания с вопросами об Украине и просьбами о переводах ругательств. Итальянские ребята оказались очень дружелюбными и открытыми. Я сразу нашел друзей, с которыми часто проводил (и провожу) свое свободное время и которые вечно подкалывают меня за мой итальянский. 

Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

Еще меня впечатлило толерантное отношение итальянских подростков к гомосексуализму. У нас в школе около десятка мальчиков-геев, к которым не просто нормально относятся, они очень популярные и у них полно друзей. А теперь представьте гея в украинской школе: с ним либо не общаются и игнорируют, либо будут вечно подшучивать. В плане дружелюбия и открытости Италия точно побеждает.

Лев Смирнов. О различиях образования в Украине и в Италии

В некоторых аспектах украинская школа лучше, чем итальянская, а в некоторых хуже. Мой вывод заключается в том, что в Италии учиться тяжелее, чем у нас, но зато благодаря объему получаемых знаний и воспитанию самостоятельности школа дает лучшую подготовку к высшему образованию. А это, по моему мнению, самое важное для благоприятной жизни в будущем.

 

 

Источники фотографий: 1, 2, 3 и 4