Разбор полетов, или Ролик об изнасиловании за $120

На прошлой неделе в разных изданиях появился релиз ролика «Что можно купить за $120»

 

 

Предыстория на сайте BBC Украина: изнасилование бывшим участником АТО несовершеннолетней в смт Иванков, Киевской области. И наказание – 2 года условно и 3000 гривен штрафа в пользу потерпевшей за моральный ущерб.

 

Чтобы узнать больше о проекте, AdPage обратились за комментариями к заказчику – Центру «Ла Страда-Україна», общественной организации, которая работает в областях противодействия торговле людьми, ликвидации всех форм дискриминации, предотвращения домашнего насилия и нарушений прав ребенка, обеспечения гендерного равенства и соблюдения прав человека в целом.

«Заказчика как такого нет. Это инициатива продакшна «Pulse Lab». Мы работали с ними над созданием серии рекламных роликов против насилия, и родилась такая идея. Ее и воплотили в жизнь.

Идея появилась после решения суда по делу об изнасиловании 16-летней девочки в Киевской области. Тогда суд приговорил насильника к 2 годам условно и штрафу в 3000 гривен. И это при том, что он изнасиловал ее «у неприродний спосіб». Мы, конечно, все были возмущены этим решением, но девочки из «Pulse Lab» смогли свое возмущение воплотить в жизнь.

«Сейчас это дело обжалуется прокуратурой в апелляционном порядке. О решении пока говорить рано», – говорит Алена Зубченко, PR & Communications Director Центра «Ла Страда-Україна».

По словам Алены, это инициатива компании, снявшей ролик, хотя логично ожидать конкретной задачи, не только от «Ла Страды», но и от других общественных организаций и деятелей.

Режиссер и автор идеи Анастасия Максимчук объясняет историю появления ролика: «Идея возникла сама по себе, после того как я прочла эту статью на BBC. Так совпало, что в тот момент мы с коллегами из продакшна «Pulse Lab» уже снимали серию социальных роликов о насилии над женщинами для ГО «Ла-Страда Україна» Нам удалось реализовать идею «За $120», снять ролик и оперативно выпустить его первым. За ним на подходе и другие ролики, которые уже снимались планово. Будет прекрасно, если их также увидят и услышат, это будет поводом всем нам стать чуть сознательнее. Надо сказать, что ни одна моя прошлая видеоработа не набирала столько просмотров. И грустно, что именно этот случай стал причиной. Хочется же делать прекрасные и позитивные видео, вдохновлять людей на добро».

Социальный ролик за первую же неделю на YouTube и правда получил 33 492 тысячи просмотров. По словам Анастасии, большинство комментариев на работу позитивны, как от женщин, так и от мужчин. Но на четвертый день после публикации начали появляться оскорбительные комментарии сексистского и антиукраинского характера.

adpage_soshial120_10

Юрист Константин Семенов, специализирующийся на уголовных делах, откомментировал ситуацию и ролик: «Во-первых, некорректно говорить о штрафе в 3 000 гривен, так как это сумма морального ущерба. В приговоре не указано, что сумма иска уменьшена от запрашиваемой. Получается, что пострадавшая сторона просила возместить моральный ущерб в сумме 3 000 гривен, и суд это удовлетворил.

Во-вторых, суд приговорил обвиняемого  к четырем годам тюрьмы. То, что это наказание назначили с испытательным сроком, – вопрос чистоплотности и репутации конкретного судьи, но никак не мягкости украинского законодательства в отношении изнасилований в целом. А исходя из ролика, можно сделать вывод, что проблема в мягкости законов нашей страны, а не в судье. Учитывая, что обвиняемый свою вину не признал и не раскаялся,  данный приговор, по моему мнению, должен быть отменен в Апелляционном суде как чересчур мягкий».

И в завершение. Что такое социальная реклама? Это рекламная коммуникация, цель которой – изменить отношение общества к поднятому вопросу. Делая социальную рекламу, авторы запускают механизм, который что-то изменит. Суть процесса та же, что и в обычной рекламе: всегда должен быть так называемый «call to action» – купи, подпишись, проголосуй.

В случае выпуска социального ролика механизмы могут активизировать группы людей или организаций, создать давление на органы власти по изменению законодательств, например в виде петиций, сбора средств и изменения общественного мнения.

Что делает данный ролик? К чему призывает? Кому конкретно и чем помогает? Безусловно, вызывает эмоцию, но в какое действие ее конвертирует?

Какую ответственность берут на себя организации и фонды в этом и других случаях? Используя стремление и зачастую ресурсы агентств и производственных кампаний и снимая рекламные продукты, ставят ли они конкретные задачи, которых должна достигнуть реклама? Берут ли они на себя ответственность по изменению законодательства, отводу судьи, организации массовой демонстрации, в конце концов?

adpage_soshial120_12345Хорошая новость – в индустрии есть люди и компании, с огнем в сердцах и готовые делать социальную коммуникацию ради изменений, не ради денег. Плохая – отсутствует понимание важности точной передачи фактов, слабая коммуникационная стратегия без целей и смысла. Никакой даже самый креативный ролик идею не вытянет. Ведь в данном случае осознанности, как говорит автор проекта, недостаточно, нужна конкретика и системная работа тех, кто за нее отвечает.