10 принципов дизайна в эпоху Искусственного Интеллекта

10 принципов дизайна в эпоху Искусственного Интеллекта

Оригинальную статью с сайта Fastcodesign перевела Катя Гонзуль. 

 

Ив Бехар (Yves Béhar) – икона дизайна, основатель и ведущий дизайнер компании Fuseproject, которая базируется в Сан-Франциско и является разработчиком большого числа брендов в области промышленного дизайна. Бехар также возглавляет департаменты разработок продукции в компаниях Jawbone, August, OUYA и Smart Lock. Сегодня – дизайн-манифест от Ива.

Мы находимся на пороге новой эры дизайна. Помимо двухмерного взгляда на графику и трехмерного – на продукт, мы живем в эпоху, когда дизайнеры обращают все большее внимание на временные и пространственные рамки, руководствуясь технологическими достижениями в области искусственного интеллекта, робототехники и интеллектуальной среды обитания.

В то время как великие умы, такие как Дитер Рамс и Джордж Нельсон, предлагали свои собственные принципы дизайна в прошлом, промышленный дизайнер Ив Бехар обращает внимание на то, что сегодня нет сопоставимых правил или руководящих принципов для дизайнеров, работающих с ИИ, робототехникой и сопутствующими технологиями.

Взглянем на жизнь внутри одной из лучших дизайн-компаний.

В январе 2017 года на дискуссии в честь открытия  Фестиваля дизайна A / D / O / в Бруклине (Amalgamated Drawing Office – объединенное бюро графики, прим.), Бехар представил свое видение того, как эти правила должны выглядеть, в виде 10 принципов дизайна в эпоху ИИ.

1. ДИЗАЙН РЕШАЕТ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Какую проблему вы пытаетесь решить с ИИ? Принимая во внимание множество «умных» продуктов, которые на самом деле довольно глупы, этим вопросом стоит задаться.

«Почему мы должны антропоморфизировать эти машины?»

«На выставке CES (Consumer Electronics Show – международная выставка потребительской электроники, прим. автора) было больше бытовой автоматики, которая скорее является  частью того, что я назвал бы гаджетами, чем приспособлениями, которые действительно улучшили бы жизнь людей, принося пользу», – говорит Бехар. – «Так каково наше намерение в мире? Компания, продукт, услуга… я считаю, важно задать себе этот вопрос».

Он упоминает смарт-кровать Snoo собственной разработки. Проблема, которую он пытался решить, была ясна: недостаток сна для родителей с маленькими детьми. Эта проблема весьма хорошо задокументирована, как анекдотически, так  и научными исследованиями; Бехар осмеливается назвать это вопросом национального здоровья (он сам родитель и тоже изнемогал, воспитывая маленького ребенка). Серьезность и специфичность этого вопроса – то, что помогло определить дизайн.

2. ДИЗАЙН ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЙ, А НЕ СЛЕДУЕТ ИСТОРИЧЕСКИМ КЛИШЕ.

«Если вы были на выставке CES в этом году или видели репортажи, то вы видели сотни маленьких роботов», – говорит Бехар. – «Они белые, жеманные, с выпученными глазами; они там, чтобы развлечь нас и составить компанию собакам».

Но Бехар считает, что тенденция антропоморфизации роботов является не более чем пережитком прошлого, которого лучше избегать. «Почему мы должны антропоморфизировать эти машины?» –  спрашивает дизайнер. – «Почему должны копировать человеческие взаимодействия или эмоции?»

Выйти за рамки поизносившихся культурных клише, поставить вместо них на первое место потребности – то, что необходимо предпринять  дизайнерам, работающим над по-настоящему «умными» объектами.

3. ДИЗАЙН НЕ ЗАМЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА, А РАЗВИВАЕТ ЕГО СПОСОБНОСТИ.

Роботы отбирают у нас работу, так? Нет, если они предназначены для развития наших человеческих способностей. Этот принцип побуждает дизайнеров думать о том, как продукт может не заменить людей, а значительно «продвинуть» их. «Можем ли мы разрабатывать различные услуги как дополнение людей и их жизни вместо того, чтобы копировать их?» – задается вопросом Бехар.

Бехар последнее время работал с компанией SUPERFLEX , чтобы создать поддерживающий тело костюм, в котором используются синтетические, электрические мышцы, чтобы увеличить различные уровни мобильности пожилых людей, а не полностью заменить их природную силу. Устройство выглядит как гидрокостюм, предназначенный для ношения под одеждой (хотя Бехар думает, что люди захотят  показать его).

Это яркий пример, как технология может приходить в виде помощи человеку. «Продолжая двигаться в этом направлении, думаю, мы сможем значительно изменить жизнь  людей», – считает он.

4. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН ДЛЯ КАЖДОГО. ЕЖЕДНЕВНО.

Бехар указывает на то, что не все домочадцы обязательно полюбят своих  новых робососедей, как мог бы истинный любитель техники; иные могут не поддаться влиянию новомодного гаджета. «С домашними инновациями, как правило, так и бывает:  человеку, который приобрел их, они нравятся, а все остальные в доме их ненавидят».

Это противоположно пониманию, каким  должен быть качественный смарт-продукт. Бехар говорит, что хочет разработать технологию, которая будет полезна не только одному пользователю, но и  каждому в доме. «Это означает, что технология не может быть тем, что трудно установить или с чем трудно жить», – говорит он.

5. ХОРОШАЯ ТЕХНИКА И ДИЗАЙН НЕЗАМЕТНЫ.

Это должно сделать вашу жизнь проще, но не мешать.

«Мы адаптировались более тысячи лет, чтобы получать информацию и действовать на ее основе», – объясняет Бехар. – «Если ветер начинает дуть справа от меня, если температура падает, я естественно восприму это как предвестник бури. Почему же мы не можем сделать это с продуктами? Почему не создадим ненавязчивые сигналы, которые позволят предугадывать и контролировать окружающую среду, в которой мы находимся?»

Например, August – компания, в которой Бехар стал соучредителем, разработала смарт-замок, который открывает  дверь, когда чувствует, что подошел хозяин, а значит, нет необходимости рыться в сумке в поисках ключей. Он «провоцирует» телефон вибрировать, а замок – звенеть, показывая, что дверь была успешно разблокирована. «Это то, что я называю невидимыми интерфейсами. И продолжать искать такое – действительно правильно», – считает он.

В конечном счете, отличный дизайн означает сдержанный дизайн, который не отвлекает от более значимого. «Вы должны решить, какие продукты позволяют сосредоточиться на других, возможно, более важных вещах, а какие отвлекают  вас от должного взаимодействия с окружающей средой».

6. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН – ПЛАТФОРМА, РАСТУЩАЯ С ПОТРЕБНОСТЯМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

 Когда вы работаете с ИИ, то разрабатываете обучающуюся и растущую систему с функциональными возможностями, которые могут меняться с течением времени благодаря обновлениям программного обеспечения. Бехар говорит, что каждый продукт, который он запустил в течение последних восьми лет, он любит еще больше спустя полгода-год после их запуска. Продукты больше не являются незыблемыми – они должны быть разработаны, чтобы обеспечить возможности для развития и изменения.

7. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН – ЭТО ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НО НЕ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ.

Продукт должен быть создан для преобразований; неизменность уже в прошлом.

Основываясь на принципе номер шесть, гаджеты должны быть рассчитаны на гораздо более длительный срок использования. Бехар описывает концептуальный проект, созданный им в конце 90-х для SFMOMA (San Francisco Museum of Modern Art).  Музей попросил разработать прототип обуви будущего. Дизайнер остановился на проектировании обуви, которая не была основана на сезонах и стилях, но считывала данные о том, как вы ходите, пронацию вашей стопы, а также любые изменения веса. Затем производитель мог бы заменить ваш текущий набор обуви одной парой, предназначенной специально для ваших ног. Идея? Продукт должен создавать лояльность путем улучшения с течением времени, закладывая фундамент пожизненных отношений с пользователем.

8. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН ТЕХНОЛОГИЙ АНАЛИЗИРУЕТ И ПРОГНОЗИРУЕТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

По мере того как изучение машин и ИИ медленно просачивается в нашу среду, продукты могут не только выучить, но также и предсказать поведение человека, чтобы еще больше соответствовать пользователю.

Бехар иллюстрирует эту идею роботом-компаньоном для пожилых людей – ElliQ, которого он создал  для Intuition Robots. Робот предназначен для того, чтобы помочь людям преклонного возраста оставаться на расстоянии вытянутой руки с миром, когда их когнитивные функции ослабевают. Вместо того чтобы ждать указаний от своего пожилого хозяина, он активно предлагает индивидуализированные  функции, чтобы сохранить контакт с пользователем. Яркий пример того, как ИИ может улучшить конкретный аспект жизни человека, учитывая его поведение.

9. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН УСКОРЯЕТ НОВЫЕ ИДЕИ.

Бехар считает, что настоящая инновация может быстрее продвинуться вперед в руках истинного дизайнера. Возьмем хотя бы Ori – стартап MIT (Массачусетского института технологии), нацеленный на проектирование городских микроквартир. Решением  жилищного кризиса в городах стало использование робототехники, которая заставляет меньшие пространства «работать» как бОльшие, превращая однокомнатную квартиру из спальни в гостиную нажатием одной кнопки.

Мебель Ori была разработана несколько лет назад и ожидается на рынке в этом году – пример  глубоко футуристической идеи, которую настоящий дизайн воплотил в реальность в кратчайшие сроки.

10. ХОРОШИЙ ДИЗАЙН ИСКОРЕНЯЕТ СЛОЖНОСТЬ ЖИЗНИ.

Чтобы проиллюстрировать последний принцип, Бехар показал видео довольно примитивного робота, пытавшегося накормить женщину завтраком – и потерпевшего неудачу. Есть множество повседневных задач, с которыми люди по-прежнему справляются гораздо лучше, чем роботы. Но есть и области, в которых компьютеры просто-напросто лучшие, и на которых и должны концентрироваться проектировщики. Вопрос, который должен задать дизайнер: что такое бытовой опыт, а что такое смысловой? И какую роль ИИ должен играть для каждого из них?

«Я думаю, в общем, никто не хочет заменить поведение или функциональные возможности человека», – говорит Бехар. Вместо этого ИИ может удалить некоторые из болевых точек жизни за счет снижения сложности,  освобождая пространство для познания, чтобы люди могли сосредоточиться на более важных начинаниях.

Наконец, Бехар считает, что реальный вопрос заключается в том, как мы наполняем искусственный интеллект достоинствами. «Я считаю, что мы делаем мир чуть менее мрачным и чуть более утопичным», – говорит он. Но не упоминает, что дизайн может служить буфером против темной стороны ИИ – в то время как генеральный директор Microsoft Сатья Наделла, изложив свои принципы разработки ИИ в 2016 году,  указывает на прозрачность, подотчетность и защиту частной жизни в качестве важных компонентов.

Бехар считает, что дизайнеры несут ответственность за создание нравственных продуктов. Но «самокорректирующаяся среда», в конечном счете, будет выступать уголком этической безопасности – даже в случае с Facebook и его проблемой поддельных  новостей. «Компании выкладывают эти алгоритмы, они видят, как они действуют, например, увеличивают трафик. А затем они понимают: нехорошо, если все это фальшивка, порочно влияющая на нашу жизнь», –  говорит он. – «Я думаю, что в этом есть механизм самокорректировки».

В конечном счете, в эпоху ИИ задача дизайнеров – служить  оплотом против безответственного, неэтичного использования технологий. В конце концов, роботы здесь надолго.

 

 

Фотографии взяты из оригинальной статьи на Fastcodesign и блога компании Ива Бехара Fuseproject