Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле

 

Наталья Косаревич, лидер направления шопер-маркетинг Adsapience

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле

 

Мы оказались на перекрестке повышенных ожиданий потребителей и технических возможностей. Технологии как никогда облегчили покупателям потребление информации, поиск товаров или услуг, возможность делиться своим опытом. Это привело к формированию новых ожиданий потребителей, которые активно меняют ритейл. Команда Adsapience выделила 7 глобальных трендов в ритейле, которые не утратят свою актуальность для Украины в последующие 2 года.

 

Опыт покупателя

Впечатления от бренда все чаще доминируют над ценой. Опыт покупателя является более важным, чем когда-либо. До 2020 года «опыт на метр кв.» станет более существенным показателем для ритейла, чем традиционные «продажи на метр кв.».

Согласно исследованию Nielsen в 2017 году каждый 5-й покупатель в Украине предпочитает пробовать что-то новое: «Я всегда смотрю, не появились ли в продаже новые марки или продукты». 57% опрошенных всегда идут посмотреть «что и как», когда открывается новый магазин в их районе.

К примеру, намедни открывшийся магазин Nike в Нью-Йорке больше похож на Disneyland, чем на точку продаж. Это пятиэтажный концепт-стор площадью 17 тыс. кв. м. В нем расположены баскетбольная мини-площадка, беговая дорожка, небольшое футбольное поле, обувной бар, где покупатели могут персонализировать пару Nike Air Force, и даже команда тренеров, которые на базе разных видов упражнений помогают покупателям протестировать их любимые Nike. Территория для развлечений и нового опыта занимает столько же места, сколько и торговая зона. Nike демонстрирует свое понимание, как меняется концепция офлайн-магазина в эпоху e-commerce, а также как создавать незабываемый клиентский опыт.

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле(Image source: businessinsider.com)

 

Искусственный интеллект

Все больше ритейлеров начнут использовать AI на всех этапах взаимодействия с клиентом: чат-боты, голосовые помощники и т. д. По некоторым прогнозам к 2020 году 85% всех транзакций будет базироваться на AI.

Alexa, личность-бот Amazon, использует технологии чат-бота и распознавания голоса одновременно. Цель Echo — создать беспрепятственный опыт пользователя у него дома. Обращаясь к Alexa напрямую, вы можете заказывать продукты в супермаркете, слушать музыку, планировать мероприятия, проверять свой календарь, звонить по телефону и т. д. Список бесконечен, и все, что вам нужно сделать, это просто поговорить с ней. 

Мало того что Amazon использует AI, компания также продает его. Например, объем продаж Amazon Echo в III квартале 2017 года составил 20,54 млн штук. В IV квартале 2017 года Amazon продал уже «десятки миллионов» таких девайсов.

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле

(Image source: thewirecutter.com)

 

 

Прозрачность и подлинность

Клиенты требуют прозрачности и активно интересуются всеми бизнес-процессами брендов, которые они покупают. Кроме того, современные покупатели уже отличают истинные намерения от маркетинговых приемов.

Итальянский фешн- и люкс-бренд Gucci в начале года решил отказаться от использования меха в своем производстве. В настоящее время компания подписала контракт с Fur Free Alliance, который обещает прекратить эксплуатацию и уничтожение животных ради меха в рамках масштабного социального движения. Частью этого альянса также стали и конкуренты Gucci: Calvin Klein, Ralph Lauren, Armani и Tommy Hilfiger. 

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле(Image source: www.ft.com)

 

Подъем сознания клиента

66% покупателей уже готовы потратить на покупку гораздо больше, если компания придерживается экологических и этических норм. Потребителю недостаточно что-то купить, потому что ему это необходимо. Он хочет своими покупками менять мир к лучшему.

Эко-направление появилось в Украине несколько лет назад, когда украинцы активно стремились в Еврозону. Мы узнали о существовании эко- и органических продуктов. На нашем рынке стали активно появляться товары с зеленым листиком и стикером eco. В то же время развивалось направление «хэндмаэйд» и «мэйд ин юкрэйн». Ритейлеры быстро адаптировали оба тренда в своих в магазинах. 2017-й стал годом перехода торговых сетей в новые форматы. АТБ, «Сільпо», Eco Market, Billa, Varus, Novus добавили в интерьер натуральные материалы, расширили ассортимент фермерских продуктов, кроме полиэтиленовых пакетов предложили бумажные или из вторсырья.

Еда лекарство или еда - яд? Обзор Фуд Трендов от Havas лександр Пазынюк, руководитель проекта Лавка традиций в Сильпо

Александр Пазынюк,  Сильпо рассказывает об открытии проекта «Лавка традиций»

 

Автоматизация

Обязательная дальнейшая автоматизация и внедрение CRM-системы для поддержки отношений с клиентами и упрощения заказа. Процесс действительно эффективен, если он автоматизирован. Без автоматизации контроль процесса — иллюзия. Особенно вне офиса. Автоматизация дает возможность всегда держать руку на пульсе реальной ситуации. 

 

Омниканальность

Покупатели начали использовать онлайн-магазины не просто для шоппинга, а и для изучения товара и сравнения цен. Они выбирают вещь онлайн и покупают офлайн после примерки. Поэтому часть онлайн-ритейлеров уже выходят офлайн и работают по принципу шоу-румов, примерочных и точек самовывоза.

Так, Rozetka открыла свой первый офлайн-магазин в ноябре 2017 года, modnaKasta и LeBoutique продолжают открывать шоу-румы по всей Украине. Компании также рассматривают вариант совмещения собственных онлайн- и офлайн-магазинов с одновременным присутствием на маркетплейсе. Так поступили Arber и Vovk — бренды развивают собственную розничную офлайн-сеть и онлайн-магазин, параллельно сотрудничая с fashion-маркетплейсом Lamoda.

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле(Image source: delo.ua)

 

Конец эры кошельков

Инновации в платежных системах, модернизация смартфонов и точек продаж позволяют платить с помощью телефонов, часов, колец и других аксессуаров. В сентябре 2018 года «Киевстар» запустил приложение для смартфона «Смарт-гроші», с помощью которого можно оплатить услуги более 3000 сервисов, среди которых операторы по продаже билетов, интернет-магазины, коммунальные службы. ПриватБанк стал первым из украинских банков, который добавил возможность оплаты через Google Pay, а Ощадбанк запустил Apple Pay. 

Наталья Косаревич, Adsapience: 7 глобальных трендов в ритейле

 

 

Заглавное фото – pixabay