Как совместное потребление изменит экономику. Интервью с Юлией Крупенко из BlaBlaCar

Как совместное потребление перестроит экономику. Интервью с Юлией Крупенко из BlaBlaCar

Совместное потребление, или Sharing economy уже не тренд, а реальность. Примеров такого потребления становится все больше. Airbnb началось с того, что основателю сервиса не хватало денег на оплату его части аренды квартиры, которую он снимал с друзьями. Договорившись, они начали сдавать койки туристам. Uber меняет сферу транспортных перевозок. С его появлением стоимость лицензии таксиста в Нью-Йорке упала вдвое. Еще в 2015 году медальон водителя желтого такси можно было купить за 1 миллион долларов, а уже летом 2016 стоимость упала до 500 тысяч.   

 

Один из сервисов, пользующийся у украинцев популярностью, – французская международная платформа поиска попутчиков BlaBlaCar. У нас много вопросов к Юлия Крупенко, менеджеру по коммуникациям и PR BlaBlaCar в Украине.

Как совместное потребление перестроит экономику. Интервью с Юлией Крупенко из BlaBlaCar
Юлия Крупенко, менеджер по коммуникациям и PR BlaBlaCar в Украине.

 

Юлия, расскажите о том, кто пользуется сервисом BlaВlaCar?

Пользователи сервиса – это собственники автомобилей, которые путешествуют между городами и публикуют поездки на сайте, а также пассажиры, которые ищут попутных водителей и разделяют с ними топливные затраты. 

Основная аудитория сервиса – люди среднего возраста, активные пользователи Интернета, которые ценят свое время, делятся информацией в соцсетях, открыты ко всему новому и знают цену деньгам. Исходя из глобальных данных по странам, ⅓ наших пользователей – студенты (18–25), ⅓ – молодые специалисты (25–35) и еще ⅓ – люди 35+. Что касается полов, мужчины и женщины пользуются сервисом практически в равной степени – 54% мужчины, 46% женщины. Среднее расстояние междугородней поездки – 310 км.

Исходя из исследования, которое мы совместно с GFK провели несколько месяцев назад, украинские пользователи выбирают BlaBlaCar по трем причинам: 

а) комфорт и удобство во время поездки

б) скорость

в) экономия

97% пользователей говорят, что с помощью райдшеринга их поездка становится более интересной, а 54% выбирают сервис за возможность быть мобильными и планировать собственный график.

Как совместное потребление перестроит экономику. Интервью с Юлией Крупенко из BlaBlaCar

Поговорим о запуске сервиса и его развитии. Как все начиналось и когда был наибольший прирост пользователей?

Само название BlaBlaCar не случайно. На сайте есть опция «уровень болтливости» (от англ. Bla, BlaBla или BlaBlaBla), который пользователи могут указать в настройках профиля, и попутчики сразу понимают, смогут ли они ехать в тишине и любоваться пейзажами или же им предстоит активное общение. Так, 1% наших пользователей – Bla, еще 86% – BlaBla и 13% – BlaBlaBla.

На данный момент у BlaBlaCar более 40 миллионов пользователей в 22 странах мира. Ежеквартально с помощью сервиса путешествует более 12 млн человек, а мобильное приложение (iOS, Android) скачано около 21 миллиона раз.

На сегодняшний день Украина – один из наиболее быстро развивающихся рынков среди стран, в которых работает наш сервис. Количество пользователей BlaBlaCar в Украине (водителей и пассажиров), исчисляется 7-значными цифрами. За последний год на украинской платформе зарегистрировалось более 1 миллиона пользователей, и количество продолжает расти.

Французская компания BlaBlaCar в 2006 году создала успешный на сегодняшний день европейский райдшеринговый сервис в Европе, самый большой в мире по количеству пользователей.

В Украине BlaBlaCar появился в начале 2014 благодаря слиянию с локальным сервисом «Подорожники», который четырьмя годами ранее основали трое друзей. На тот момент в «Подорожниках» уже была своя база пользователей, которая стабильно росла благодаря сотрудничеству с фестивалями и «сарафанному радио». В то время украинский рынок райдшеринга был на начальном уровне, если сравнивать с Францией, Польшей, Германией и другими европейскими странами.

 

На чем зарабатывает сервис BlaВlaCar?

В некоторых странах, например Франции, Испании, Германии, внедрена система оплаты услуг сервиса. Это сервисный сбор при бронировании пассажиром каждого места. Размер комиссии варьируется в зависимости от страны. Это помогает нам поддерживать и развивать сервис, в том числе внедрять дополнительные способы верификации пользователей и страховые продукты. Плюс оплата – сам по себе дополнительный способ верификации пользователя.

В Украине сервис пока что работает на бесплатной основе. Мы занимаемся тестированием различные способов монетизации, обращая внимание на опыт и инсайты других стран. Но даже с учетом комиссии использование BlaBlaCar для пассажиров обычно более выгодно, чем традиционные виды перевозок, а иногда дешевле в несколько раз.

 

Как вы продвигаете сервис? Используете только диджитальные каналы? Какие?

Да, большая часть наших маркетинговых коммуникаций – диджитал. Это объясняется как спецификой сервиса, так и характеристикой целевой аудитории. SEO, SEM и SMM являются неотъемлемой частью маркетингового микса. 

Одним из наиболее эффективных каналов с самого начала существования сервиса является «сарафанное радио». Именно от друзей, знакомых, родственников люди узнают о BlaBlaCar и становятся лояльными пользователями.

Мы сотрудничаем с большинством фестивалей и музыкальных событий. Многие пользователи приезжают туда, используя BlaBlaCar, а у нас есть возможность познакомиться с ними лично.  

Помимо этого, у нас как международного сервиса есть прекрасная возможность наблюдать за опытом коллег из других стран. Мы постоянно делимся кейсами, локализуем успешные проекты. Таким образом рождаются большие партнерства BlaBlaCar с другими компаниями. Например, недавно BlaBlaCar и Opel во Франции объявили о сотрудничестве, в рамках которого самым активным пользователям предлагают хорошие скидки на лизинговые услуги. В Украине мы сотрудничаем с ПриватБанком, Tickets.ua, OLX и другими онлайн-площадками.

 

С кем из агентств работаете и какой бюджет инвестируете в рекламу и продвижение?

На сегодняшний день все маркетинг-активности реализуются in-house.

 

Какие сложности и задачи существуют для сервиса сейчас?

Если первые несколько лет мы занимались активным привлечением пользователей и увеличивали количественные показатели, то сейчас наша ключевая задача – работа с собственной аудиторией. Исследования, опросы, фокус-группы, любой диалог с пользователями – все это помогает получить максимум инсайтов, удостовериться, что мы все делаем правильно. Или же наоборот – скорректировать стратегию или сделать изменения в продуктовой части. 

Поскольку мы фокусируемся на длительных междугородних поездках, особую важность приобретает вопрос безопасности. Сегодня мы используем для верификации электронную почту, мобильный номер и аккаунты в соцсетях. Но намного более эффективным генератором репутации пользователя являются рейтинги и отзывы, которые водитель и пассажир оставляют друг другу после поездки. Мы стимулируем людей следить за собственной репутацией на платформе, проводим множество образовательных кампаний и следим за достоверностью информации.

Помимо этого, мы изучаем дополнительные возможности, которые могут быть внедрены в Украине. Так, сегодня в некоторых странах мы тестируем и внедряем страховые продукты, которые в дополнение к существующему обязательному страховому полису смогут помочь водителю в дороге и даже покрывают риски пассажиров в отношении забытых в автомобиле вещей. В Турции недавно начала работать система идентификации пользователей через правительственное API, а в Индии — через скан документов, удостоверяющих личность. Естественно, предоставленные копии документов не видны пользователям, но в профиле появляется отметка, что человек предоставил свои ID, и доверие к такому пользователю, соответственно, выше. 

 

Какие планы у сервиса BlaВlaCar на будущее?

Глобально BlaBlaCar раскрыл свой потенциал не более чем на 20%. Даже в тех странах, где мы работаем более 10 лет, количество пользователей стремительно увеличивается. Помимо амбициозных количественных планов, одним из приоритетов для нас на ближайшие несколько лет является совершенствование продукта. Мы постоянно улучшаем сервис, делаем его проще, удобнее и понятнее. 

Украина является одним из наиболее быстро растущих рынков среди стран, в которых работает BlaBlaCar. Например, в один из летних выходных по маршруту Киев – Одесса водители сервиса предложили более 4 000 пассажирских мест. Это 80 плацкартных вагонов! Мы уже являемся достаточно весомым игроком на транспортном рынке и влияем на пассажирскую логистику страны.

Кроме того, мы работаем над внедрением таких востребованных услуг, как страхование и верификация пользователей по документам (ID Check). В других странах мы уже страхуем, в частности, водителей от поломок во время поездки, а пассажирам гарантируем, что доставим их в конечный пункт, если такая поломка случилась. У нас есть глобальный страховой партнер – компания AXA. Надеемся, что в ближайшее время эти услуги будут доступны и в Украине.

 

Фото предоставлены Юлией Крупенко, BlaBlaCar, скриншоты с сайта BlaBlaCar