Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

Создатель проекта CASES, владелец дизайн-студии POPEL Agency Анатолий Попель в своем интервью рассказал о том, зачем создавалась платформа, что такое украинский дизайн, как стать хорошим дизайнером и зачем к этому стремиться. 

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

 

Зачем была создана платформа CASES? 

CASES начались как профессиональная конференция для дизайнеров Visual  Communication Gathering. В то время мы увидели, что таких площадок нет, нам хотелось, чтобы среда начала больше взаимодействовать внутри себя. Мы заметили, что доклады, не имеющие четкого формата, носят субъективный характер и далеко не всегда полезны. Или эти знания никак нельзя использовать или масштабировать. И напротив, те, которые сформированы как кейсы, полезны, интересны и объективны, всплывает масса нюансов, тонкостей, особенностей коммуникации с клиентом – рабочий процесс. Мы выбрали для себя формат кейса как основу для проекта. И хотя нам говорили, что найти достаточно кейсов у нас не выйдет, мы все равно были уверены в формате, расширились с дизайна до творческих индустрий, подбирали не только коммерческие, но и социально значимые проекты. После этого мы провели 5 конференций, где послушали 49 кейсов из разных креативных индустрий, что дало нам возможность запустить онлайн-платформу. Теперь это проект не только для дизайнеров. Сегодня это специалисты и организации из маркетинга, рекламы, архитектуры, музыки, медиа, гейм-девелопмента и IT. 

Задача CASES — создать единую площадку для представителей всех креативных отраслей, чтобы они могли эффективно взаимодействовать друг с другом, делиться опытом, разрабатывать и воплощать совместные проекты.

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

 

Анатолий, давай вернемся к истокам. Что для тебя дизайн

Дизайн по определению – это неотъемлемая часть жизни каждого из нас. To design с английского включает в себя огромное количество понятий сразу. Это и придумывать, и создавать, и реализовывать задачу, и как устройство того или иного объекта.  Я не заканчивал специализированных учебных заведений, моя семья не считала дизайн правильным выбором, но для меня он стал и работой, и хобби, и в последние 8 лет – моим бизнесом. 

 

Ты создаешь проект, цель которого – отстроить взаимосвязи между специалистами и в какой-то мере индустрию. Что такое украинский дизайн и есть ли он вообще?

Я в большей степени восхищаюсь украинским дизайном, чем пытаюсь что-то строить. Я знаю множество потрясающе талантливых людей. За последние три года благодаря нашей программе стажировки я видел очень много молодежи, не имеющей денег на образование, но мечтающей работать в креативных индустриях. 

Конечно же, украинский дизайн есть. Если уходить в философию, дизайн любой страны – это, по сути, комбинация мировых технологических трендов, наложенная на местные культурные особенности: исторические, этнические, архитектурные, графические… Для украинцев характерна определенная внешность людей, архитектура городов: хорошая или плохая, она отражается внутри дизайна. Все это находит отпечаток в украинской визуальной коммуникации. Наряду с этим есть, конечно же, богатые традиции украинской каллиграфии – хоть мы и не самая каллиграфичная нация, но у нас есть своя особенность. К тому же этнические особенности: визуальная культура Триполья, культура вышивки, культура росписи. Украина большое государство, регионов много, и у каждого есть визуальная характерность. Даже советская визуальная культура, которую принято хаять, занимает достаточно долгий период времени и совсем не однозначно плоха. В частности, период 20-30-х годов, в котором визуальные решения украинских художников и режиссеров для того времени просто передовые – возьмем того же Довженко с его «Землей». 

Украинские дизайнеры, на мой взгляд, очень сильные, возможно, самые сильные в Европе. Ведь тут есть мода на дизайн, огромное количество молодых людей хочет идти в дизайн, хочет дизайном заниматься. Растет и количество образовательных программ, площадок, лекций, мастер-классов, готовых обучать дизайну. 

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

 

Что по-твоему нужно делать, чтобы стать хорошим дизайнером?

Я считаю, что дизайнер не должен замыкаться сугубо на дизайне. Это большое заблуждение молодых специалистов, когда они думают, что дизайн – это только про визуальную часть и этому можно быстренько научиться. На самом деле это очень сложная профессия с большим количеством уровней, которые можно изучить. Начиная от теории дизайна: теории цвета, теории шрифтов, теории композиции, и заканчивая такими тонкими моментами, как стилистика, умение собрать вместе много аспектов. Это профессия исследования, ведь прежде чем стать хорошим дизайнером, ты должен научиться исследовать культуру той ниши рынка, в которой работает клиент, изучить, как работает эта же ниша на других рынках. 

Постоянно изучать тренды и следить за тем, что актуально на сегодняшний день, и главное – понимать почему. Для примера: упрощение логотипов, текстовой части дизайна происходит по той причине, что наиболее популярными становятся устройства с меньшими экранами. Гротескные шрифты без засечек читаются на смартфонах лучше, чем Times New Roman. 

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

Создатель платформы Cases, владелец дизайн-студии Анатолий Попель: размышления об украинском дизайне

 

Почему, на твой взгляд, дизайн перспективная индустрия? 

Работая с конференциями, мы осознали, как много потрясающе интересного и важного сейчас происходит в Украине. Мы вообще влюблены в креативные индустрии, и в глубине души я верю, что это наш билет в нормальную жизнь. Для того чтобы создать какой-то физический продукт, нужно построить завод, закупить материалы, произвести, обложить налогами, построить логистику, сбыт. Креативные же индустрии потрясающи в том плане, что не нужно строить настолько сложную систему, можно с помощью интернет-технологий, не покупая составы и не прокладывая рельсы, экспортировать креативные продукты в любые уголки мира буквально в одно мгновение. Чтобы далеко не ходить за примерами: IT-компании доказывают, что это работает. Это должно нас всех вдохновлять, ведь индустрии, связанные с творчеством, способны экспортировать свой продукт за рубеж. Те, кто создает сайты, способны экспортировать свой продукт. Создающие иллюстрации, музыку, видео, занимающиеся моделированием – все они могут предложить свой продукт за рубеж. 

 

 

 

Фотографии – Василий Чуриков