Валерия Федорчук: Fakestagram или что скрывается за фотографией котика

Валерия Федорчук: Fakestagram или что скрывается за фотографией котика

Валерия Федорчук, Senior Digital Strategist, Vizeum Ukraine

 

Есть высокая доля вероятности, что вы перешли к чтению данного материала по ссылке из Facebook. И это абсолютно не удивительно для динамично трансформирующейся модели нашего мира. Для многих из нас социальные сети – ключевой ресурс для получения последних сводок новостей. В конце концов, мы следим за жизнью друзей и известных личностей тоже в ленте соцсетей. Но как распознать, кто скрывается за красивыми аватарками – реальный человек или безликий бот?  

По последним данным, аудитория Facebook насчитывает около 2 млрд активных пользователей, что позволяет ему занимать почетное первое место среди социальных сетей во всем мире.

Валерия Федорчук: Fakestagram или что скрывается за фотографией котика
Источник: Statista, Август 2017

Рост количества пользователей социальных сетей позволяет информации разлетаться со скоростью света. Каждую минуту по всему миру 900К людей логинятся в Facebook, делают 46К публикаций в Instagram, публикуют 452К твитов, отправляют 156М писем и так далее. Все это лишний раз подтверждает, что растущий спрос на контент в социальных сетях порождает создание click farms, bots & fakes. Это и есть ключевая проблема, с которой даже такие гиганты, как Facebook, справляются с трудом.

Согласно официальным данным, самая крупная социальная сеть насчитала около 6% «дубликатов» от всех MAU (monthly active users), и еще около 1% «ложных» страниц, т.е. это страницы домашних животных, или любые другие подозрительные профили. 

Это только на первый взгляд кажется, что данные цифры не столь велики, хотя в общей сложности это примерно население Бангладеша. Но представьте, как это влияет на жизнь, бизнес, политику и экономику в более точечных случаях. 

Весной этого года во Франции было выявлено 30К фейковых страниц, с которых перед президентскими выборами распространялся спам и неправдивые комментарии. Аналогичная ситуация произошла в Германии, где Facebook отключил примерно 40К аккаунтов. Ну, и не стоит забывать выборов в США и того, что Facebook отключил 470 страниц, которые сгенерировали около 3К рекламных объявлений общей стоимостью в $100К с определенного рода пропагандой. 

Влияет ли фейк на исход событий? Конечно влияет. Ученые из Стэндфордского университета выяснили несколько интересных фактов. Во-первых, почти 14% людей считают социальные сети самым важным источником информации. А во-вторых, 42% трафика на сайты с ложными новостями приходит из социальных сетей. Напрашивается вывод: какими бы абсурдными ни казались комментарии/публикации, люди на них реагируют.

Валерия Федорчук: Fakestagram или что скрывается за фотографией котика
Источник: Journal of Economic Perspectives

 

Что происходит дальше? Люди, которые умеют фильтровать информацию, идут своей дорогой, не зацикливаясь на увиденном. Остальные же превращаются в зомби-армию, которая поддерживает то, что пишут другие. Это касается не только политики и экономики, но и простых бытовых вещей.

Разберем простой пример из Instagram. Каждый читающий эту статью как минимум однажды видел что-то связанное с black mask, жидкими колготками или другим странным товаром. Посредством различных сервисов, в том числе bot farms, страницы с названиями, похожими на black_mask_official2546, активно подписываются на своих “жертв”, нещадно атакуют их лайками, потом это все приправляется назойливой рекламой – и что мы видим на выходе? Как минимум 30% взаимодействовавших с контентом пользователей купят бесполезную вещь. Поддельный бизнес в прибыли – покупатель в депрессии по поводу выброшенных денег. 

Пару лет назад, а именно в 2015 году, Instagram анонсировал статистику, что среди всех зарегистрированных аккаунтов около 30% являются неактивными и 8% – фейки. Сейчас, благодаря постоянно совершенствующемуся алгоритму, работа с ботами становится проще. Однако вычислить все аккаунты, кропотливо созданные ручками нечестных людей, пока еще трудно.

Не только Facebook-семья борется с ботами и фейками. Согласно проведенным исследованиям Университета Южной Калифорнии, Twitter, с его небольшим количеством пользователей, насчитывает около 15% ботов. Поведение ботов в Twitter весьма реалистично, а их выбор друзей и подписок весьма схож с поведенческими паттернами живого человека. Боты в данной соцсети имеют отличные алгоритмы взаимодействия с живым человеком или другим ботом, и их также сложно идентифицировать. Постоянный рост качества ботов и искусственного интеллекта ведет к бесконечной гонке вооружений.

И все же, что скрывается за несуществующими образами, которые так умно ведут себя?

Во-первых, за каждым фейком стоит бизнес. Будь то набор ботов, созданный на ферме, или страница несуществующей модели-путешественницы.

Во-вторых, каждый фейковый аккаунт – дополнительный рычаг влияния на человека. И не всегда это влияние положительное.

В-третьих, генерация бот-трафика – это ситуация, вызванная текущими условиями конкуренции в Интернет.

Так или иначе, количество ботов и фейков будет продолжать расти, т. к. это уже неотъемлемая часть игры на современном диджитал-рынке. В Украине мы сталкиваемся с такими же проблемами, иногда даже в гиперболизированной форме. Ни для кого не секрет (надеюсь), что некоторые мелкие агентства грешат закупками некачественного трафика (в том числе и бот-трафика), чтобы удешевить стоимость проекта и дать больше охватов. Большие агентства большое внимание уделяют качеству создаваемых продуктов и делают все возможное, чтобы избежать появления некачественного трафика на сайтах своих клиентов. Учитывая реалии современного украинского рынка и модели поведения аудитории в сети, мы не будем гнаться за 100% охватом, поскольку понимаем, что это обман. Вместо этого мы создадим стратегию, которая будет работать на контакт только с реальным покупателем. В этом случае охват аудитории не будет сверхвысоким, но зато большая часть охваченных пользователей будет потенциальным лидом.

Валерия Федорчук: Fakestagram или что скрывается за фотографией котика
Валерия Федорчук, Senior Digital Strategist, Vizeum Ukraine

 

И несколько советов, которые помогут разобраться, приходят ли к вам боты

  1. Анализируйте! Лучше вас никто не знает, какой поведенческий паттерн у ваших покупателей. Большинство ботов не настолько умны, чтобы точно пародировать все поведенческие модели человека. Если вы заметили в аналитике сайта подозрительную активность – уделите этому время, возможно, там появились боты.
  1. Анализируйте еще больше! Сопоставляйте паттерны действий на сайте с тем, что происходит на самом деле. Боты хоть и имеют алгоритм, но ведут себя хаотично. Они не будут 5 минут выбирать красное платье 36-го размера, а будут переходить на мужские туфли, потом на клатчи и т. д.
  1. Обращайте внимание на геолокацию трафика (это касается и соцсетей тоже). Если ваш бизнес продает что-то в Украине, то и ваша аудитория тоже здесь. Если к вам затесались пользователи из Филиппин, знайте, они могут быть созданы на ферме.
  1. Работайте с проверенными партнерами, которые имеют хорошую репутацию на рынке. Скупой платит дважды.

 

Фотографии и графики предоставлены Dentsu Aegis Network Ukraine