MOKA: откровения аниматора и креативщика

Юрий Мотрич — человек и аниматор, анархист, потомок казака Ивана Мотрича и графини Ольги Т., выпускник рекламной школы имени Олега Лапшина, креативщик, который бросил агентство, чтобы заняться тем, что по-настоящему любит.

Тебе говорили, что ты похож на Бенисио дель Торо?

Вообще-то я похож на маму )) До Бенисио дель Торо нужно сбросить десяток кило.

Хотел бы быть звездой кино? Или тебе больше нравится оставаться в титрах? «Звезды» бывают разные… Если речь идет именно о том, чтобы быть в кадре, то я скорее предпочитаю быть за ним. НО, кем бы ты ни был, главное – не затеряться в титрах.

 Я бы хотел поговорить с тобой о балансе между творчеством и рекламой. Ты был успешным арт-директором в Дарси, потом стал креативным директором бтл-агентства, а потом плюнул на карьеру и стал самостоятельным аниматором.

Я не плевал на карьеру. Наоборот – это было логичное продолжение (развитие) моей карьеры. К слову, в карате ты начинаешь с белого пояса и заканчиваешь им же, этот цикл может повторяться столько раз, насколько у тебя хватит сил, духа и мастерства.
К рекламе я всегда относился как к прикладному искусству. Да – именно матрешки. Каким бы ты ни был Сальвадором Дали, в рекламе ты должен продать не себя, а продукт. Тебе платят деньги за это. Разве что ты продаешь продукт благодаря своей известности, но селебрити у нас в агентствах вроде не работают.
Если говорить уже подробнее про смену моей деятельности – мне всегда не хватало инструментов для реализации идей. Сейчас я волен выбирать любые.

Всегда хотелось сбежать из агентства?

Скорее всегда хочется сбежать от глупых, наглых, бессовестных, подлых, грубых, непорядочных и трусов. С агентством это никак не связано, больше с HR-менеджментом.

А как вообще ты стал заниматься этим ремеслом?

Волчий билет.
Времена были смутные, безденежные. Стипендии не платили, в грузчики только по блату.
Выручило хобби – рисование. Еще во время учебы друг помог мне устроиться на подработку – художником-декоратором в Харьковскую Лигу КВН.
После выпуска, опять же при помощи другого друга, стал дизайнером-графиком. А так как дизайн – это точная наука, втянулся по уши. И пошло-поехало ))

Ты же закончил Харьковский авиационный институт… Какая вообще связь между творчеством и самолетами?

Прямая. Все что связано с полетом, с космосом – это и по сей день романтика. ХАИ –вообще уникальный творческий котел. Практически все самое интересное, что присходило в Харькове в “мои” времена, происходило в ХАИ. Правда моя специальность не связана непосредственно с самолетостроением (я конструктор-электронщик).
Один известный украинский КД как-то сказал, что ему повезло работать в КрОт одновременно с тремя авиационными инженерами. Мне повезло учиться в ХАИ с кучей уже известных писателей, художников, музыкантов, актеров, сценаристов и режиссеров. Ну и талантливыми учеными конечно )) Те, кто думает, что математика и физика – это скучно, глубоко ошибаются. Это просто инструменты для познания (понимания) мира. Нас так учили наши профессора. Вы удивитесь, вся наука держится только на одном предположении, что ноль – это ноль. Вроде есть поле для творчества )

Как становятся креативными директорами?

Я считаю, что для этого надо созреть. Но мой опыт не показатель.

Ведь, это больше менеджерской работы, чем творчества?

Если проводить аналогии, то скульптор – тоже менеджер.

Ты работал под руководством такой легендарной личности, как Лапшин. Как ты к нему относишься? Раскусил его секреты?

Мне повезло работать в Легендарной Команде. Именно так – с Большой Буквы. Мы все учились и хотели учиться. А Олег был грамотным и хорошим учителем. Мы часто с ним не соглашались,.. ладно – я не соглашался. Но без него, однозначно, моя учеба заняла бы значительно больше времени.
Я считаю Олегу повезло с нами так же, как и нам с ним )) Такого количества наград он больше не получал ни в одном другом агентстве.

getImage (2) copy

Что вообще важно в работе креативного директора?

Вера. Никогда не терять веру в то, что ты все правильно делаешь.

Итак, с какими трудностями ты столкнулся, когда ушел из агентства? Вчера ты – «заказчик» рекламы у студий, подрядчиков. А сегодня – ты сам работаешь с юными и не очень арт-директорами, объясняя, почему так будет хорошо, а так – не очень?

Это все пустяки, рабочие моменты.
Гораздо сложнее, когда сталкиваешься с оголтелой глупостью и, это странно будет звучать, “подтягиванием” работы до своего “уровня”.

Что на сегодня представляет собой твой бизнес?

Студия. Не продакшен-хаус, а творческая студия. Только с узкоспециализированными инструментами.

Налоговая давит? Почему?

Налоговая давит на всех, в такой стране живем.
В случае с творческим предпринимательством она давит вслепую.
Вот на рынке все понятно: купил за одни деньги, продал за другие. А вот как посчитать затраты на работу мозга? ))
Мне часто при проверке задают один вопрос: “Почему для одного клиента ролик 30 секунд стоит столько-то, а для другого ролик 30 секунд стоит в два раза дороже?” И я начинаю объяснять им “работу водителя”: почему за одинаковое расстояние таксист берет одни деньги, а водитель грузовика –другие. Работа ведь одна и та же, да и расстояние одинаковое. Грубо конечно, но им так понятнее.

Ты начинал анимационную студию в партнерстве с Колей Ковтуном, сейчас работаешь один. Как лучше? Почему расстались?

Всегда лучше начинать бизнес одному. Объяснять не буду, просто поверьте.

Есть планы по расширению?

Уже расширяюсь

Как понять, что хочешь быть аниматором?

А вы хотите быть волшебником? ))

Что представляет из себя эта профессия?

Мультипликация – это магия.
Не зря на западе ее называют анимацией – одушевлением. Мертвые предметы становятся живыми, со своими характерами, жизнью, миром.
Но за магию приходится платить. Временем, здоровьем, нервами. Иногда на съемку 1 секунды уходит несколько часов работы нескольких человек.

Где можно ей научиться?

Технике (“велосипеду”) – в любом киновузе. Я самоучка. Изобретаю велосипед на каждом проекте.

moka03

Все говорят, что специализированные вузы по рекламе и режиссуре выпускают слабые кадры. Это так?

Учиться стоит всегда. Ситуация с выпускниками современных “вузов” по рекламе складывается из-за того, что специалисты, у которых есть чему поучиться и которые могут действительно научить, еще практикуют и далеко не пенсионного возраста. То есть сам “профессорский” состав слабый. Ситуация изменится, лет через 5-ть.

Вообще учиться сейчас стоит?

Учиться, учиться и учиться.
Только непосредственно в агентстве научишься большему. У каждого агентства есть своя образовательная программа и это при параллельной постоянной практике.

Система твоих политических взглядов, насколько я слышал, – анархизм. Но ты похож на порядочного человека, организованного, ответственного. Поясни, как удается совмещать?

“Анархия – мать порядка!” не просто выражение – это вывод.

Для меня это не политический взгляд – это отношение к жизни. Своей, окружающих тебя людей, своей в жизни других и наоборот. Уважение к другому – основа Анархии. А отсюда уже и мои как политические взгляды, так и принципы в работе и бизнесе.
Что касается бизнеса, то все очень просто – относись ко всем сотрудникам как к партнерам, а не наемным рабочим. Субординация при этом никуда не денется – уважение твое к сотрудникам и их к тебе, либо другому начальству ))

Расскажи, какие основные трудности возникают при работе с агентствами. Ты был и с той, и с другой стороны. Можешь что-то посоветовать креативщикам?

Я не могу сказать про всех, это было бы неправдой, но большинство агентств все риски возлагают на непосредственного исполнителя. Даже за то, за что отвечает именно агентство, например, за креативную идею.
Я не думаю, что это проблема агентства в целом, это проблема конкретных людей. Неумение или нежелание брать на себя ответственность.
Совет один – убедите клиента, что вы сами верите в свою идею, что вы отвечаете. По сути продаваться должна даже не идея, а уверенность в ней. Клиенту продается спокойствие, что ему волноваться не за что.
Как-то еще в D’Arcy для креативного отдела проводили тренинг по искусству продаж, с помощью технологии СПИН. Нас учили продавать чайники в магазине )) Я долго думал как ее применить в продаже идей. И это пришло только с опытом. Помните беляевского продавца воздуха? Мы торгуем воздухом, так убедите что нашим воздухом клиент не отравится.

Ты занимаешься творчеством или коммерцией?

Коммерцией. Как и все творческие люди.

Какие проекты делаешь для души?

Текущие.

Иногда ты не без гордости говоришь, что ты – псих! Шутишь или всерьез считаешь, что творческий человек должен быть слегка «повернутым». Ты не производишь впечатление психа.

Было время, когда, если у тебя не было справки из псих-диспансера, тебя не считали своим. Гос. система считала психами не только больных людей, но и всех инакомыслящих. Самые агрессивные из них объединялись в неформальные группы. Да-да, хиппи, панки, битники, стиляги, рокеры, цоеманы и пр.
Псих – это твой паспорт в том обществе, собственно, и в этом тоже )))

Твоя жена – психолог. Помогает?

Детям – да, мне – нет ))

Насколько важно дизайнеру, арт-директору быть прежде всего художником?

Архиважно.

moka01

Почему реклама у нас такая хреновая? Потому что творческих людей нет?

Я так не считаю.
Просто показать упаковку и сказать название – тоже реклама и она будет работать. Она хреновая? А что считать хреновой рекламой? Посмотрите рекламные блоки в Европе – они ничем (НИЧЕМ) не отличаются по уровню от наших. Опять же, что считать уровнем?
И вообще нужен ли этот уровень? Для кого? ))
Это так долго мусолится, что даже не хочется повторяться. Основные требования к рекламе не менялись с момента ее появления. Все остальное зависит только от тебя лично. Твоего вкуса, взгляда, слуха.

Есть проекты в Украине, которые произвели на тебя впечатление?

Да и много, и особенно в последнее время. Из того, что сразу пришло на ум – последний ролик Рево-Энерджи.

Ты счастлив сегодня в своей работе?

Как там в притче про ангела, который искал счастливых людей? Счастлив тот, у кого ничего нет.
Я доволен.

Какие главные проблемы есть на сегодня в украинской рекламе?

Это общемировые проблемы – кризис.

Как бы ты их решал?

Отказаться от фантиков, как средство обмена.

5 фильмов и 5 книг, которые произвели на тебя впечатление?

Читаю и смотрю огромное количество, поэтому назову то, что как-то изменило кардинально что-то во мне.

“Мартин Иден” Д. Лондон

“Этика” П. Кропоткин

“Стена” Ж. П. Сартр

“Колыбель для кошки” К. Воннегут

“Мост” Иэн Бэнкс

“Стена” Пинк Флойд

“Пролетая над гнездом кукушки”

“Мертвец”

“Страх и ненависть в Лас-Вегасе”

“Револьвер”

Говорят, что современное творчество непонятно людям. Инсталляции непонятные, картины абстрактные. Как ты думаешь – творчество для избранных или для масс?  

Творчество всегда должно быть для масс.
Каким бы абстрактным оно не было. Простой человек и в Черном Квадрате что-то для себя найдет, и в “Войне” Дали, какие-то выводы сделает. Это мое мнение. Ни на что не претендующее.

Расширители сознания: наркотики, алкоголь, сигареты. С ними лучше творить?

Это Зло. Факт – творить с ними точно не лучше, наоборот – отвлекает, уводит и убивает. Я сейчас не про здоровье, это само собой.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.