Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендерах и карточный домик

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик

Если в наши дни некоторые СМИ все ещё отказываются поднимать темы ЛГБТ, что говорить о толерантности простых жителей украинской глубинки. И все же говорить об этом нужно, и говорить мы будем громко и называя вещи своими именами. Сегодня AdPage публикует интервью с беларуским ЛГБТ-активистом, координатором Кампании «Дело Пи»  Андреем Завалеем.

 

Ты громко называешь себя пидором, как будто нарываешься. Почему так поступаешь?

Когда 4 года назад, 25 мая 2014 года, было совершено гомофобное нападение, которое привело к смерти Миши Пищевского, на его месте могли оказаться каждая и каждый из нас. Поэтому я написал и опубликовал Манифест, в котором мы призываем ЛГБТ-сообщество Беларуси не забывать Мишу, а также увидеть себя и свою личную историю в общей картине угнетения и насилия, которое совершается против нас. В этом «Манифесте пидора» я рассказываю об опыте проживания угнетения, а также предлагаю стратегию борьбы через обезоруживание хейтеров.

 

Можешь назвать три главные проблемы ЛГБТ в Беларуси?

Преступления на почве гомофобии и трансфобии.

Эмоциональные страдания. Жизнь в постоянном страхе отвержения близких, оскорблений, унижений, потери работы, столкновения с насилием.

Системная дискриминация на всех уровнях, социальная стигма.

 

Почему ты присоединился к движению?

Может, у меня обостренное чувство справедливости.

Не хочу плыть по течению, подстраиваться под унизительную реальность, хочу называть вещи своими именами. Это про чувство, человеческое достоинство.

 

Вас часто называют грантоедами. Это так? Без денег все развалится?

Конечно, грантоеды. Как и С-14, «Правый сектор», любая общественная организация. МЧС, медицина, образование, полиция – тоже грантоеды. Иными словами, организации и структуры, которые существуют частично или полностью не за счет собственной прибыли, но за счет пожертвований, дотаций и субсидий. 

За всё всегда кто-то платит, просто иногда мы не хотим этого видеть или от нас это пытаются скрыть. Пора бы уже осознать тот факт, что мир вокруг нас давно сформировался как капиталистический, мы живем в условиях рыночной экономики. Кто-то производит товары, кто-то производит услуги. А кто-то продает ценности – это тоже товар.

Есть сектор частный, есть сектор государственный, а есть сектор некоммерческий. 

И вот этот «третий сектор», как его называют, отличается от первых двух тем, что не преследует целей, связанных с получением прибыли или приобретением власти. В нынешнем виде третий сектор сложился после создания ООН и Декларации о правах человека. Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что государство может абсолютно легитимно, демократично и легально пытать своих граждан, уничтожать целые социальные группы и совершать геноцид над народами. Человечеству нужны были законы, которые стояли бы выше национальных законодательств – так появилось международное право и концепция прав человека.

Третий сектор наблюдает за властью, указывая на ошибки и недочёты, власть к нему прислушивается и даже оплачивает работу НГО (негосударственной организации) из госбюджета, такой был договор. Бизнес тоже может финансировать НГО, как и простые граждане при помощи пожертвований.

Итого, есть две простые причины существования НГО, романтическая и практическая. Романтическая связана с желанием не допустить глобальных катастроф в будущем. Практическая причина заключается в том, что все то же самое делается для поддержания стабильного общества потребления – и тут мы снова возвращаемся к капитализму.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик

В реалиях, когда тоталитарные государства вроде Беларуси выделяют субсидии не на существование НГО как контролирующего власть органа, а наоборот – на силовые структуры, чтобы подавлять гражданское общество и гражданские свободы, локальные НГО поддерживаются из бюджетов западных стран. Опять же, две причины: никто на Западе не хочет жить на пороховой бочке и ждать когда у восточных соседей случится тотальный пиздец, поскольку стабильность региона очень важна для рынков сбыта. То есть, все очень просто: хочется всего-навсего иметь соседей, с которыми можно мирно договариваться и с которыми можно торговать.

В этом тоже есть смысл прав человека, инклюзии, ЛГБТ-равенства. Это выгодно всем, система, наконец, осознала: если позволить нам жить полноценной жизнью, мы принесём больше прибыли и нас будет легче контролировать, наше поведение будет более предсказуемым, мы из проблемы превратимся в удобных граждан.

 

Ты понимаешь, что менять систему можно, лишь став её частью? 

Да, понимаю. Однако это очень философский вопрос. Даже выступая против системы, критикуя её, я являюсь её частью. И тут я вижу огромное заблуждение во многих примерах борьбы за справедливость и перемены в обществе – противопоставление себя системе. Это нарциссическая позиция, которая базируется на подпитывании собственного эго. 

Я 5 лет занимаюсь ЛГБТ-активизмом в Беларуси, и иногда кажется, что всё бессмысленно, никакого толку, наши люди непробиваемы.. Однако очень многое зависит от твоих ожиданий и от твоего угла зрения. Если ты думаешь, что ты герой в сияющих доспехах и в твоих силах изменить всё и разом – ты обречен на выгорание, депрессию и уход в цинизм. Это часто происходит с активистами и правозащитниками. Если же ты способен видеть результаты в малых делах, значит, можешь бежать марафон.  

 И этих маленьких изменений в беларуском обществе я вижу сотни каждый день. Достичь сердца одного человека, заставить его задуматься – это уже много.

 

Расскажи, как вести себя на прайде? Драться? Бежать? Разговаривать? 

На самом деле, прайд-шествие – это очень утомительное и изматывающее действо. Участникам парада следует набраться терпения: в течение следующих пяти часов им предстоит аккумулировать и излучать счастье и радость, несмотря на дикую боль в ногах, усталость и голод. Почитайте мой материал про Стокгольмский прайд. Если никогда не были на прайде, будете удивлены. Там есть фото и видео.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик 

Кто твои герои и моральные авторитеты и почему?

Я бы сказал, что это антигерои. Фрэнк и Клэр Андервуд из сериала «Карточный домик» являются воплощением самых низменных устремлений. Алчность, жестокость, неутолимое желание обладать, манипулировать, жажда власти. Для меня здесь очень важно анализировать и рефлексировать, попытаться понять, как это работает, чтобы в какой-то момент успеть одернуть самого себя: «Стоп! Ты же сейчас станешь таким же, как они!»

 В их образах есть и притягательность, и обаяние, и мне в чем-то хочется быть похожими на них. Хочется быть таким же решительным в достижении своих целей, вот только цели у меня другие, и никакая цель не стоит того, чтобы уничтожать судьбы других людей. В эту ловушку попадают многие: мол, я сейчас совершу нечто ужасное, переступлю через свои ценности, но в итоге оно окупится. Так вот – это заблуждение. Такой ошибки нельзя совершать.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик
Кадры из клипа Хмарки


Расскажи об акции «Суперродители» #superparents

Это флешмоб, который вырос из музыкального клипа, практически фильма, созданного украинской творческой командой агентства Tabasco на песню Хмарки, беларуской фольк-певицы и участницы Евровидения Руси Шукюровой, солистки Shuma. 

#superparents – это флешмоб, в котором могут принять участие все: если вы родитель ЛГБТ-ребенка, если вы ЛГБТ-человек и если вы гетеросексуальны.

Флешмоб могут поддержать все, кто сталкивался с буллингом. И если вы не являетесь частью уязвимой группы, но вам небезразлична проблема травли и ненависти – поддержите своих детей, своих друзей, своих родителей. Поддержите чужих детей, помогите их родителям справиться с социальным давлением «большинства», ведь это касается всех нас. 

Хочу отметить, что первыми к кампании #superparents присоединились родители ЛГБТ-детей: представительницы организации ТЕРГО из Украины и группы родителей Community Center из Беларуси.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик
Фотосессия Shuma и супер родители украинских и белорусских детей ЛГБТ. Фото: Ася Никитина

Почему Shuma? Что вас объединяет?

Я всегда восхищался творчеством Shuma. Не пропускал ни одного выступления, и для меня это были самые яркие музыкальные впечатления, которое я когда-либо получал от беларуских музыкантов. Шаманские биты, рейвовое звучание, космические звуки, магический голос. Я не отрывался так ни на одной техно-вечеринке, тело просто невозможно было остановить – это состояние, очень близкое к трансу.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик
Певица Shuma. Фото из Instagram Руси Шукюровой

 

Когда Руся говорит мне, что у нас есть много общего, что мы мы оба борцы, я испытываю огромную гордость. Стоять плечом к плечу с ней и ощущать эту энергию, этот космос, – просто невероятно. Нами движет стремление бороться за красоту, за любовь и справедливость. Мне кажется, что мы оба испытываем кайф от ощущения того, что вносим какой-то вклад, меняем реальность вокруг нас.

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик
Певица Shuma. Фото из Instagram Руси Шукюровой


Расскажи про креативное решение и команду

Клип на песню Хмарки – трогательный короткометражный фильм, рассказывающий реальную историю жизни трансгендерной девушки Валерии Шендеры из Минска.

Сама Shuma на пресс-конференции говорит, что идею клипа ей предложил Александр Смирнов, креативный директор TABASCO, прямо в переписке в Facebook,  а дальше к проекту подключилось очень много профессионалов, режиссером клипа стала Анна Бурячкова и продакшном The Martini shot.

Старт кампании #superparents и презентация клипа «Хмаркі»

Опубліковано Shuma Вівторок, 27 листопад 2018 р.

Более детально о команде можно прочитать в пресс-релизе 

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик

Андрей Завалей: ЛГБТ Беларуси, музыкальный клип о трансгендере и карточный домик
Сюжет клипа основан на реальной истории трансгендерной девушки Валерии Шендеры из Минска, которая и сыграла себя.

 

Фотографии из личного архива Андрея, заглавное фото – Дарья Барышникова и скриншоты из видео.